Дмитрий Литвиненко. Nordisk Design

Философская геометрия

16.04.2009 19:25

Разливающийся Нил каждый год затапливает свои берега, а потом обнажает их вновь, оставляя открытой плодороднейшую почву. Каждый год древние египтяне должны были заново измерять свои участки земли и определять их границы. Позже, древние греки описали этот процесс и назвали его геометрией - измерением земли. Геометрия представлялась принципом установления порядка и закона в мире. Бытовая процедура стала наукой.

Платон считал, что геометрия является универсальным философским языком. Он верил, что это отличный способ погружения в философскую медитацию. Говорят, что над порогом его дома висела надпись: "Пусть не опытный в геометрии не входит в мои двери". По Платону реальность состоит из чистых сущностей или архетипичных Идей, а мы постигаем лишь их отражения.

На этом изображении XVI в. геометрия представлена женщиной. Она предается размышлениям о законах и принципах устройства мира. Мужчины, изображенные вокруг нее, воплощают эти принципы в ежедневном быту. Таким образом сущности становятся объектами и практиками.

На протяжении многих веков, ученые видели мир, состоящий из геометрии и чисел. Но чисел, понимаемых не в измерительном, а качественном смысле. Поятия "двойственность" или "тройственность" не означают наличие двух или трех предметов, но значат целостные самодостаточные понятия каждое со своей силой. На этом строилась древняя философия, а на этой философии строилось изобразительное искусство.

Геометрические фигуры понимались не просто как фигуры, а как выражение этих сущностей. На этой японской каллиграфии показан процесс "сотворения", идущий от круга - "единства всего сущего" через треугольник к окончательной форме квадрата.

Такая философия лежит в основе многих античных произведений. Идеальные, натуральные, красивые пропорции выводились художниками, старающимися познать их в природе геометрии, чисел и "идей".

Сейчас нам тяжело понять все это. Мы воспринимаем числа совсем в другом, измерительном смысле. Нам трудно понять, почему много ученых европейцев в средние века считали ноль - числом дьявола.

Технологическая форма познания мира победила и стала общепринятой. Законы, которые выводили далекие предки, доходят до нас в виде обрывков. Философские концепции познания мира теперь являются псевдонауками, а их куски эксплуатируют всяческого вида шарлатаны.

Может быть это и к лучшему. Современная система продвинула возможности человека далеко вперед. Мы живем дольше, знаем больше и в силах грохнуть всю планету, если она нам вконец разонравится.

Однако, сама природа и ее законы, изученные в геометрии, никуда не делись. Все равно в природе существуют пропорции, иррациональные числа и различные последовательности. Например, спиральные узоры роста на подсолнухах или в расположении листьев на стебле, можно объяснить последовательностью Фибоначчи, но растению структура подобных узоров служит для усиления фотосинтеза, максимально увеличивая площадь поверхности.

Возможно современному дизайнеру-оформителю стоит поискать такие примеры в природе и больше узнать об исследовании древних ученых для того, чтобы делать красивые и органичные вещи?

Тэги: графический дизайн, философия дизайна
Понравилась эта статья?
Скажите «Спасибо» нажав на кнопку:
Получайте новые статьи:
RSS RSS


Читайте регулярно
интересные заметки о дизайне:
RSS Лента RSS