Дмитрий Литвиненко. Nordisk Design

Дизайн вокруг

Использование милости

03.05.2009 18:14

Продолжаем Аристотеля. Изучение этого труда позволит выигрывать любые сетевые споры.

Милось противоположна гневу. Смилостивиться - означает прекращение и успокоение гнева. Милостивы к тем, кто нами не пренебрегает, не имел в виду сделать ничего подобного, имел в виду противоположное, относится к нам как к себе и к тем, кто раскаивается о своей вине. На тех, кто признает себя достойным наказания мы перестаем сердиться.

Гнев исчезает по отношению к лицам принижающим себя. К тем, кто серьезен когда мы серьезны. К тем, кто оказал услуги большей важности, чем его вина. Мы не сердимся на тех, кого боимся или стыдимся, на тех кто сделал что-то под влиянием гнева (потому что в гневе он не выказывал пренебрежения, а наоборот был целеустремлен).

Милостивое настроение являтся в тех случаях, когда наш гнев затягивается. Люди смягчаются, когда сорвут свой гнев на ком-то другом. Мы бываем милостливы, когда сами неправы (поэтому наказывая надо сначала объявить за что - наказуемый будет чувствовать себя неправым и не станет гневаться на нас).

Ораторы, желающие смягчить своих слушаетелей должны исходить из этих общих положений. Они могут привести слушателей в нужное настроение. А тех, на кого гневаются выставить или страшными, или достойными уважения, или оказавшими услугу ранее, или поступившими против воли, или весьма сожалеющими о своем поступке.

Тэги: написание текстов

Использование гнева

02.05.2009 22:29

Праздники длинные - читается медленно. Поэтому вот снова про Аристотеля: "Риторика". Вообще, если прочитать эту книгу, можно уверенней себя чувствовать в сетевых перепалках.

Аристотель пишет, что есть три причины, которые возбуждают доверие к говорящему: разум, добродетель и благорасположение. Последнее он рассматривает в трактате о страстях. Люди изменяют свои решения под влиянием гнева, сострадания, страха и противоположных им чувств.

Гнев - это сопряженное с чувством неудовольствия стремление к наказанию за пренебрежение к нам или к тому, что нам принадлежит (очень точно пример такого поведения расписан в статье о правилах конструктивной критики). Гневаются всегда на кого-то определенного. С гневом связано удовольствие вследствие надежды наказать. При этом наказание должно быть достижимым, потому что никто не стремится к тому, что ему представляется невозможным.

Видов пренебрежения может быть три: презрение, самодурство и оскорбление. Пренебрегая кем-то человек как бы возвышаются над ним. За это на него и гневаются. Гневливы особенно люди, активно стремящиеся к чему-либо: больные, голодные, ведущие войну, влюбленные, жаждущие - люди имеющие какое либо желание и не имеющие возможности удовлетворить его.

Еще мы сердимся на тех, кто выказывает к нам пренебрежение в присутствии пяти родов лиц: с кем мы соперничаем, кому удивляемся, для кого являемся предметом удивления, кого совестимся и кто нас совестится.

Задача оратора - привести слушателей к такому состоянию, в котором они сердятся, и убедить их, что противники причастны к тому, на что слушатели должны сердиться.

Тэги: написание текстов

Interactions Magazine

01.05.2009 18:25

Хороший ресурс со статьями по интерактивности. Вернее это даже журнал, последний выпуск которого можно почитать свободно, а для архивов потребуется либо подписка ACM, либо удача в Гугле :)

http://interactions.acm.org

Тэги: полезные сайты, интерфейс

Дизайн КПК будущего в 2000 году

30.04.2009 18:00

В статье Designing PDA of the Future by Aaron Marcus and Eugene Chen авторы говорят как в 2000 году они разрабатывали концепт карманного компьютера, который Samsung мог бы воплотить в жизнь в следующие годы.

Прошло 8 лет, а некоторые идеи остаются до сих пор реализованными не до конца:

  1. Эмоциональная персонализация. На дисплее КПК отображается персонаж, который ужимками показывает что творится с компьютером в настоящий момент: дохнет батарейка, пришло сообщение, он "думает" - девайс превращается в подобие тамагочи, подстегивая пользователя обращаться с ним как с живым существом.
  2. Отделяемая вкладка в ухо. У смартфонов есть известная проблема: когда звонящий диктует вам что-то, вы не можете записать это в КПК. Авторы предлагают встроить прямо в корпус блютус-гарнитуру, которую можно отцепить, вставить в ухо и продолжая разговор пользоваться, например, записной книжкой устройства.
  3. Комната взаимоотношений. В адресная книга становится не только справочником телефонов, но и единым центром взаимоотношений с выбранным человеком. В нем ведется история всех звонков и переписки, можно прикладывать фото, записки и планировать встречи.
  4. Отдельная контакт книга для компаний. В эту книгу пользователь сохраняет адреса компаний, магазинов и сервисов, которыми он регулярно пользуется. Она отделена от основной адресной книги и является эдаким персональным справочником такси, парикмахерских, ремонтов и т. д.
  5. Действия во время звонка. Во время звонка на экране отображается кнопка, под которой спрятано меню с контекстными действиями: назначит встречу с собеседником, занести его в адресную книгу и т. п.
  6. Напоминания, зависящие от местоположения. В КПК будущего можно задать высвечивание напоминаний, только если пользователь находится в определенном месте. Таким образом, если он прогуливает работу, напоминания о встречах не будут его беспокоить. Или же сам факт всплывания напоминаний будет привязан к появлению человека в каком-то месте: оказавшись рядом с магазином девайс напомнит ему купить хлеба, дома - покормить кота.

Полная версия статьи вот:

pdf chen_wirelessdevice.pdf
(размер 715.50 КБ)

Тэги: промышленный дизайн

Примеры оформления сайтов, использующих динамику формы

29.04.2009 19:17

Я уже писал про Динамику формы в графических работах. Эта статья-продолжение с дополнительными примерами.

Оформление многих сайтов представляет собой обыкновенные статичные элементы разбросанные по обкновенному статичному холсту. Однако известно, что особенно ценятся графические работы и фотографии, в которых через формы передана динамика, движение, воздействие внешних сил. Было бы круто так оформить сайт, чтобы у зрителя создавалось впечатление динамики, движения, силы. Я нашел такие примеры и рассмотрю их ниже, но сначала немножно теории, которая даст вам вдохновение.

Примеры динамики в художественных произведениях и архитектуре

Мы все каждый день испытываем воздействие физических законов и понимаем как работают самые простые из них. Мы знаем, что форму множества предметов определяют силы, которые он использует или которым противодействует.

Поэтому логично, что если посетитель увидит на сайте оформление, которое скомпоновано согласно действующим на странице физическим законам, он охотней примет такую композицию элементов, будет более вовлечен в их содержание. Кроме того, дизайнер может находить неожиданные применения этим законам и эффектно преподносить их зрителю.

Далее, я рассмотрю несколько примеров оформления, где художник добивается динамики за счет намека на действующие на объект силы.

Самая основная сила, которая действует на нас всегда (если только вы не космонавт) - это сила всемирного тяготения. В форме она может быть выражена ассиметрией относительно горизонтальной оси. Тяжесь заставляет массу объекта смещаться вниз к земле. Вот эти плафоны обыгрывают этот закон.

Можно вдохновиться этим примером и попробовать нарисовать что-нибудь на его основе.

Если же предмет симметричен, масса его верхней части равна нижней, то он как бы зависает в воздухе.

НЛО отрицает гравитацию, %username%.

идея искать вдохновение в промышленных предметах может оказаться очень удачной. Их форма часто определена внешним воздействием, а так же она может быть ярко обыграна дизайнером, например вот как у этих солонок. Одну из них распирает, а во второй наверняка вакуум.

Вокруг нас всегда есть тысяча и один красивый динамичный объект. Обычная винтовая лестница обладает скрытой динамикой, спираль закручивается и ведет глаз вдоль себя, развивая бешеную скорость.

Художники давно играются с формой и динамикой.

Простое рекламное объявление может обладать внутренней динамикой. Кажется, как будто это кадр из анимационного ролика.

Но что же дизайнеры сайтов? Есть ли такие сайты, чья композиция перекликается с физическими процессами в реальной жизни?

Примеры оформления сайтов, где словно что-то движется и летит

Честно говоря, самый яркий пример оформления, который я нашел - это первая версия Яндекса.

Здесь это применено не совсем в тему, но по крайней мере все части страницы создают один вектор направления сил.

Большинство сайтов цитирует физику лишь частично.

Вот здесь развивающиеся волосы создают взмах головой.

Здесь ветер, наклоняющий ветви дерева и несущий квадратики фоток, словно листья, сдувает так же графический элемент логотипа.

Улетающая ракета дополняет рекламный текст, но на этом все и заканчивается.

Использование спирали задает дополнительной скорости бегущему человечку.

Вот на этом скриншоте плохо видно, но плашки здесь не просто висят в воздухе или стоят на какой-то поверхности, но свисают с потолка, прикрепленные за веревочку. Таким образом набившее оскомину вебдванольное отражение становится несколько более убедительным.

Наконец, сия птичка, похоже, собралась взлетать.

Итак, как показывают эти примеры оформления сайтов, идея использования физических законов имеет право на жизнь. Наиболее убедительно она будет выглядеть, когда эти силы будут использоваться не только для отдельного предмета, но и в общей композиции всей страницы. Если читателю знакомы эффектные примеры реализации этой идеи, прошу его ими поделиться.

Тэги: графический дизайн

Антидизайн. Часть 3. Неочевидные приемы

28.04.2009 20:32

Эта статья состоит из вот таких частей:
Часть 1. Антидизайн
Часть 2. Очевидные приемы
Часть 3. Неочевидные приемы

Дизайн - это не только оформление, но планирование и конструирование решения определенной задачи. Дизайн работает с восприятием, он дает мозгу красивое готовое решение, дабы тот не мучался в его поисках. Поэтому дизайн тесно связан с психологией и человеческим поведением.

Хороший дизайнер может предсказать поведение потребителей своего продукта. Он сделает его не только красивым, но так же удобным для пользования. В необходимых местах он расставит подсказки, предотвратит неверное использование продукта. Фактически, дизайнер программирует возможные пути хода мысли потребителя и использует их для его же пользы.

Но только ли о потребителе может беспокоиться дизайнер? Ведь у него есть заказчики, которые преследуют собственные цели, да и сам дизайнер - тоже человек. У него есть потребности, он хочет денег, спокойствия безопасности. Хороший дизайнер - это хороший психолог, умеющий манипулировать людским поведением. Ему ничего не стоит встать на темную сторону силы, и применять свои навыки не для решения настоящих проблем, но для извлечения корыстной выгоды, обогащения за счет окружающей среды, нашего с вами кошелька и здоровья.

В прошлых статьях (1, 2) я показал как антидизайн - применение законов дизайна для извлечения выгоды нечестным путем - может приводить к созданию лжи, манипуляций общественным мнением, созданию целых "индустрий-кровососов", кормящихся за счет усложнения нашей жизни.

В этой статье я расскажу о неочевидных приемах антидизайна. Они берут корни из очевидных приемов, описанных ранее, и в моих примерах будут скорее казаться психологическими, чем оформительскими. Но на то они и неочевидные, чтобы мимикрировать и всплывать в самых неожиданных ситуациях и продуктах.

1. Инерция мышления

Большинство людей ведут размеренный привычный образ жизни, который складывался у них годами. Дорога, работа, дорога, телевизор - ежедневное повторение одинаковых операций создает инерцию мышления. Очень трудно сохранить живость ума и готовность воспринимать новое, когда каждый день занимаешься одними и теми же вещами, а разум бомбардируют одни и те же коммуникационные послания.

Но речь пойдет не о следовании инерции - это очевидно - а о противоходе ей. Словно тениссист, ловя массы людей на стремлении к чему-то одному, антидизайнер посылает мяч в другую сторону. Несчастный противник не в силах погасить собственный ход и растягивается на корте беззащитный.

Мы привыкли, что компании стараются выпятить свой бренд. Рекламные предложения окрашены в корпоративные цвета по самые макушки. Но вот эта реклама Акадо бьет в другой угол. Выкинув в камин стопку книжек по брендированию, их маркетологи притворились... никем. Реклама работает на противоходе крикливым цветастым предложениям других фирм. Использование фраз типа "в нашем доме" подстегивает еще более доверительное отношение к сообщению. Ведь ясно что это кто-то из соседей, а им всяко больше доверия, чем этим непонятным конторам.

Инерция мышления - страшная штука. Посольство Норвегии как-то ввело визовый портал. Прямо на их сайте можно не торопясь в несколько приемов заполнить анкету на шенгенскую визу, заплатить сбор кредиткой, назначить время приема и прийти ровно в него, минуя очереди.

Все стены визового отдела обклеены призывами пользоваться порталом, но целая толпа людей продолжает штурмовать двери и спрашивать друг друга как заполнять анкету, ну просто потому что через сайт это делать непривычно и страшно. Или же они не разбираются в интернетах, и тогда противоход инерции - хороший способ разделять пользователей на группы с разной скоростью реакции на новизну.

2. Ложное важное

На странице взгляд первым делом приковывается к наиболее выделяющемуся объекту. Этот прием часто используют для выделения важного.

Но не стоит забывать, что это эту важность навязал вам автор продукта. Ему ничего не мешает сотворить ложное важное - скрыть действительно нужную информацию в тени яркой пленящей глаз обманки

Самую необходимую информацию всегда нужно выделять крупно и жирно

Сколько человек при беглом просмотре этой статьи заметят выделенное утрвеждение, но не прочитают эти самые строки? Вот столько будет обманутых этим способом.

3. Рыбалка

Никакая другая мысль не будет казаться человеку наиболее правильной, чем та, до которой он дошел сам.

В методе рыбалки, наживкой служит одна или несколько посылок, от которых остается один шаг до совершения необходимого манипулятору вывода. Пример с плакатом гугля (это они таким образом на картинке искали талантливых работников) - положителен. Но он лишь иллюстрация того, как люди будут мотивированы оставаться с тем, до чего они дошли собственным умом, даже если они и понимают, что вывод был специально запрограммирован авторами.

4. Непосредственное манипулирование

Важный прием в проектировании интерфесов является сильным методом приковывания человека к определенной модели поведения.

Дать человеку порулить простым макетом или игрушкой - означает сформировать его взгляд на определенный процесс. Но модель - не реальный мир. Все законы в ней заданы автором. Сформировав радостное заблуждение пользователя насчет его возможностей контролировать процесс, заделав его своим клиентом и отправив на растерзание в реальный мир - компании-манипуляторы поступают нечестно.

Но это еще не все. Данный метод гораздо шире, чем кажется. Конечно, моделирование и прототипирование - важный инструмент, имеющий множество плюсов.

Но все участники работы с моделью должны четко понимать, что это модель, макет, предположение о том, как все будет выглядеть в реальности, а не сама реальная вещь. Легко утаить от заказчика, показав ему джипег дизайна сайта, что некоторый функционал будет совсем не таким, каким ему кажется.

5. Хоровод

К сожалению, я не смог вспомнить точное описание одного эсперимента, но суть его такова: цепочка безмозглых гусениц ползет друг за другом, причем каждая гусеница направляется туда же, куда и предыдущая. Экспериментаторы заманили цепочку на обод цветочного горшка и сделали так, что вожак стал считать последнюю гусеницу своим лидером. В результате они все ходили по кругу друг за другом до тех пор, пока не сдохли от голода.

Мыcли людей можно заставить водить хоровод вокруг логических задач, спорных ситуаций и неразрешимых вопросов, словно тех же гусениц.

Можно просто показать им какой-нибудь эффектный спорный концепт, и все будут обсуждать его до посинения, не видя, что их просто отвлекают от чего-то другого. Того, что не должно быть обнародовано и обсуждаемо.

Елка - (здесь) спорный предмет, который люди будут до изнеможения обсуждать, не замечая, что дед мороз давно ушел.

Елки - это очень часто используемых приемов манипуляцией общественным мнением или нагнетания информационного шума.

6. Механические препятствия

Когда человек читает книгу и видит на одной странице график вместе с описанием, ему не надо использовать свою память. Если же перенести график на другую страницу, человеку придется листать книгу туда-сюда, чтобы проверить его на соответствие описанию. Таким образом можно спрятать небольшие неточности в одном или другом.

В бизнесе часто искусственные препятствия воздвигаются, когда надо придушить какой-то продукт. Допустим, компания купила конкурирующую СУБД, и чтобы придушить ее популярность, прячет техническую документацию подальше на своем сайте, сразу же за ворохом уверений в продолжении поддержки и ценности доставшихся им пользователей. Только самые стойкие поклонники такой СУБД преодолеют все трудности, чтобы продолжить пользоваться любимым продуктом.

Одно время прайсы операторов мобильной связи были похожи на договоры о заклании души. Количество сносок и сносок к сноскам зашкаливало, причем все они были конечно размещены на другой стороне от того, к чему относились, потому что обычно содержали не такие приятные в плане рекламы сведения.

7. Эмоциональная атака

Человек не может жить без эмоций.

Полив свой реакламный призыв смачно пахнущим соусом эмоций, компания может добиться чего угодно от разгоряченных читателей. Это просто не может не работать.

Впрочем, такие откровенные приемы как на картинке чуть выше, быстро распознаются и приедаются. Зато более тонкая игра на струнках страстей может достичь нужного хода мыслей.

Разместив такую фотографию, автор вызвал у читателей чувство пренебрежения к Медведеву. И тут же под это чувство вставил свою мысль о плохих телефонах в Кремле, заставив всех хотя бы эмоционально с ним согласиться.

Эмоции многвенно вызывают ключевые слова, которые человек видит в тексте и которые наделены для него особым смыслом.

Увидев упоминание Apple, Microsoft, Стрима или ТогоЧьеИмяНаХабреНельзяПроизносить, человек заводится с полоборота. Он готов писать страстные комментарии, плюсовать, минусовать, воровать, насиловать и убивать.

Плакса - (здесь) автор текста или рекламного послания, который проводит атаку на чувства людей для достижения цели, выгодной только ему.

Так как мы люди, а не роботы, плаксы будут существовать всегда. Наши эмоции будут всегда использовать для того, чтобы мы делали то, что не хотим.

8. Апелляция к личности

Одним из слагаемых убедительности речи является личность автора. Когда автор еще не сделал из себя личность, он завсегда может использовать чью-то другую.

Одно дело, когда известный и уважаемый человек цитируется для иллюстрации собственной мысли. Совсем другое, когда его высказывания начинают смешиваться со своими.

Впрочем, истинность высказывания можно всегда проверить. Но часто само присутствие известного человека ставит пропагандистский продукт на другой уровень.

Казалось, вот откуда и зачем здесь взялся Линус Торвальдс? Да вообще абсолютно ниоткуда и ни зачем. Но раз он призван в пост, то как бы автоматически его одобряет. Данный прием мегачасто используется в рекламе. В листовки, плакаты и телевизор призываются популярные актеры, спортсмены и другие личности вообще никаким боком не относящиеся к рекламируемым товарам в обычной жизни.

Всем хочется примазаться к чужому успеху. Поюзать частичку славы, это же так приятно. Но это манипуляция. Она заставляет людей путать реальные вещи и известные им образы совсем другой тематики. Такая манипуляция почти гарантированно приносит дополнительные очки, а поэтому всегда останется популярной.

Заключение

Я обозначил основные очевидные и неочевидные приемы антидизайна. С их помощью недобросовестные компании и люди манипулируют вашим сознанием. Они заставляют вас делать вещи, которые вы не хотите делать. Они могут заставить вас бездумно расстаться с деньгами и перебречь объективными ценностями, включая здоровье вас и ваших близких.

Работа дизайнера состоит в управлении потребительским поведением, но только совесть дизайнера решает будет оно применено во благо или для извлечения личной выгоды.

Я считаю, что предупрежден - значит вооружен. Зная о существовании методов антидизайна, мы можем вовремя распознавать их. Не поддаваться на кукловодство и провокации. Думать сами за себя. Быть умными, грамотными и сильными людьми.

Тэги: антидизайн

Антидизайн. Часть 2. Очевидные приемы

27.04.2009 18:17

Эта статья состоит из вот таких частей:
Часть 1. Антидизайн
Часть 2. Очевидные приемы
Часть 3. Неочевидные приемы

Дизайнеры всегда стремятся улучшить свою работу. Профессионалы непрерывно учатся, общаются, стремятся узнать новые идеи - все это помогает решать проблемы людей более правильно, быстро и качественно.

Но что, если не все дизайнеры применяют свое мастерство для решения проблем, которые мы считаем достойными? Что если не все стараются облегчить доступ к информации, упорядочить ее, красиво оформить, дать потребителю именно в том месте, где она ему нужна?

Не так давно, я написал статью под названием "Антидизайн". В ней я говорил о том, что при применяя законы дизайна наоборот различные организации специально путают людей, затрудняют восприятие информации и получают от этого прибыль.

Антидизайн - (здесь) намеренное усложнение доступа к информации, которая обязана быть открытой, с целью получения выгоды.

Меня волнует эта тема. Я решил развить ее и в следующих статьях покажу основные приемы антидизайна. Заметив их в обычной жизни, вы можете догаться что это не просто кривизна чьих-то рук, но осознаваемый умысел. Возможно, вы заметите как вас хотят запутать, смутить, пытаются манипулировать вами.

В этой статье я начну с разбора очевидных, прямых и явных способов антидизайна.

1. Кодирование

Самым простым путем ограничить доступ к информации является кодирование. Его неуместное применение в несколько тысяч миллионов раз замедлит усвоение и восприятие информации. Сделает невозможным ее анализ.

На чеке слева, хотя и указаны все формальные параметры, никак нельзя определить за что было заплачено. Прийдя домой с кучей покупок, и пытаясь припомнить почему это денег в кошельке стало так мало, вы не сможете по такому чеку понять за что переплатили. По чеку справа сразу ясно за что и кому вы дали денег.

Когда люди сталкиваются с отказом в визе, они видят только свой паспорт с каким-то штампом и буквами. Существует сразу несколько мнений о том что значат эти буквы: просто тип визы или зашифрованная причина отказа. Некоторые конторы даже умудряются получать деньги за трактовку кодов посольств.

Но на этих примерах мы видим простое отсутствие расшифровки кодов. Когда же легенда обязана быть, на помощь может прийти форма расположения самих закодированных данных.

На таком графике хорошо заметны лишь сильно различающиеся величины, но старательно затруднена идентификация их принадлежности, а тем более анализ. Попробуйте понять на что потрачено больше: на фрукты или молоко? Движения ваших глаз начнут напоминать движения миксера, и через малое время мозг потребует прекратить безобразие и рубанет миксеру электричество. Это всего лишь гипотетический график семейного бюджета. Не серьезно? Но если бы это не муж хотел скрыть от жены-экономиста-скряги свои пивные делишки, а нерадивый менеджер результаты квартала от директора? Ваш подрядчик результаты продвижения?

Хотя есть способ кодирования, который практически незаметен. Если только не начать думать, вы будете уверены, что сейчас самое время прикупить хатку с двумя джакузи на Остоженке, ведь она стоит столько же, сколько два года назад, драматически обвалившись в цене. Денег хватит даже на наложницу.

Но стойте. Ведь здесь цены закодированы любимым способом всех торговцев с девяностых годов - магическими заклинанием "у.е". Если перевести цены в рубли, картина мгновенно теряет радужность.

Посмотрите на обещания из телевизора "Машина по цене 2008 года! Спешите!". А теперь переведите ее в рубли. Стенания купцов о кризисе как-то сразу становятся менее убедительными, ведь во многих случаях они просто вас обманывают.

2. Инфошум

Ну с этим все понятно. Чаще всего, конечно, здесь не злокозненное применение законов дизайна, а их незнание. Поэтому эффект антидизайна может быть случайным. Выгоду здесь получают сами оформители - продуцируя "дизайны" показывают заказчику трудоемкость своей работы.

Вообще, инфошум, замусоривание, задизайнивание - в разных случаях это явления одного правила 1 + 1 = 3. Размещение одного функционального элемента и одно декоративного порождает еще один декоративный, образующися в промежутках между ними, перегружающий мозг, мешающий воспринять информацию.

Если грамотно окружить фактурными рамочками предупреждени о вреде алкоголя, многие люди его просто не увидят. Купив сироп от кашля, вы будете думать, что та пометка на нем - часть орнамента и смысл ее никчемен.

3. Сырые данные

В этом методе упорядочивание и оформление может быть грамотно и красиво применено. Но только к информации, которая сама по себе несет мало пользы. Большими таблицами с данными исследований можно иллюстрировать любую мысль. Статистические записи прибылей компаний - участников очередного рейтинга покажутся вам убедительными, но сколько людей полезут в этих данных разбираться?

Формально, в таблице котировок акций ничего не спрятано и не закодировано, но тысячи компаний делают деньги на обработке этих данных. Пакеты анализа логов сервера могут стоить тысячи долларов.

В принципе, ничего предосудительного в этом нет. Ведь компании тратят силы на анализ данных и ресурсы на разработку инструментов его проведения. Логично платить за эти их труды.

Но непонятно до истерики почему нужно платить за... эм... анализ? обработку? Нет, за ограничение доступа к моим же собственным данным!

Здесь я бы хотел ввести один новый термин:

Эксимос - (здесь, сокр. от "продавать снег эскимосам") функционал, чье назначение брать деньги за трудозатратно необоснованные манипуляции с данными, которые и так доступны.

Эскимосы - пожалуй самые раздражительные примеры антидизайна. Но что еще больше раздражает - всегда найдутся люди, которые этот снег купят.

4. Ложный контекст

О! Нескончаемый поток примеров этого вида антидизайна можно получить, если просто включить новости.

Приплести какое-либо событие к какому-нибудь другому процессу - получите пиар-статью, и распишитесь. Пришить разноцветными нитками крупными стежками можно что угодно к чему угодно. Причем это работает во все возможные стороны.

Медведев отреагировал на жалобу в блоге + плохое состояние больниц = возрождение медицинской системы.

Медведев отреагировал на жалобу в блоге + а сегодня не отреагировал = показуха и обман народа.

Чтобы понять что вообще происходит, нужно знать что было на самом деле. Может быть Медведев просто в фанты проспорил сделать благо за 24 часа, но мы же не узнаем никогда этого. Как и кучу других вещей, которые мы видим только помещенными в неоригинальный контекст.

5. Временной срез

Горепиарщики так же очень любят этот метод. Продемонстрировав какую-нибудь эффектную цифру или отрезок, они незамедлительно объявляют Достижение, Тренд или Кризис. Хотя на самом деле смущенно умалчивают о других цифрах, которые ее окружают.

Чтобы понять реальное состояние дел, надо отстраниться, отойти подальше, чтобы увидеть больше.

Грандиозно запудрить головы красивыми цифрами можно подогнав их к какому-нибудь знаменательному событию. Например, можно эксплуатировать хабраэффект. Вставить на известном ресурсе ссылку на себя:

http://nordisk.pp.ru/design/

А затем говорить рекламодателям и спонсорам о сногсшибательной посещаемости своего сайта.

И под страхом смерти не упоминать, что завтра все кардинально изменится. Вдруг, прокатит.

(Эх, блин, так хорошо придумал. Жалко, что у меня не ни рекламы ни спонсоров :(

6. Ложное изображение

Первая идея в том, что злопыхатель иллюстрирует свои данные картинками, не соответствующих этим данным размеров.

Осторожные махинаторы всегда могут свалить на "декоративность" рисунков, но им нельзя этого позволять.

Тогда они могут мухлевать с самими данными. На этой картинке показаны два графика цен на нефть: с учетом инфляции и без. Представьте, как можно давить на людское мнение, если показать только один из них

Наконец, если и тут раскроют, можно дать вид на предмет обсуждения с другого угла обзора, никак не относящегося к делу, зато красивого и выигрышного.

Ведь на этом проекте дизайна стрелочки заценят разве только жители верхних этажей, да милиционеры на вертолетах. Пешеходам на них наплевать, потому что они видят конструкцию под другим углом.

7. Усложнение простого

Мысль человека подобна корневой системе дерева. Начиная с простого, она ветвится и множится, делясь и развиваясь в разных направлениях. Очень часто за наростами рассуждений и уточнений становится не разглядеть основной идеи.

Такую корневую систему представляют собой почти все законодательные книжки. Некий процесс начинает регулироваться неким образом, потом нарастают уточнения регулирования, потом почкуются исключения из регулирования, потом ветвятся двусмысленные толкования исключений из регулирования - и так до бесконечности: дополнения, разъяснения, ссылки.

Гипергипертекст - текст с кучей ссылок на другие части, которые ссылаются на третьи части, а те на первые и пятые, в которых нет упоминания о вторых, но есть о шестых.

Не надо бояться нечетко выразить процесс. Вот российские правила дорожного движения, где пытаются описать где нельзя ставить машину.

Этот "выпуклый перелом продольного профиля" - попытка однозначно определить местность, но все равно будут существовать исключения и уточнения, потому что мир бесконечно разнообразен. Надо остановиться. Надо ставить цель продукта - регулировать движение и быть легко запоминаемым - превыше юридических тонкостей. Вот тот же самый пункт в английском переводе норвежских ПДД:

Усложенение простого буквально порождает жизнь, которая как бактерии живет и множится на многочисленных узлах и ветвлениях.

Узел усложнения простого никогда нельзя развязать, он запутается еще больше - его надо рубить.

Заключение

Смысл дизайнерского искусства заключается в том, чтобы помогать людям решать их проблемы. Но еще дизайн - это оружие, поражающее человеческий разум.

Дизайн предлагает порядок и красоту, дает готовое решение там, где человеку пришлось бы тратить время на его достижение. Но это значит, что он может блокировать процесс размышления и навязать решение, которое выгодно злоумышленнику. Это - антидизайн

Много компаний получают выгоду от применения антидизайна. Они обманывают вас, влияют на ваши решения, не дают информацию, важную для вашего здоровья и кошелька. В этих компаниях работают талантливые люди, но их талант направлен на ложь и обогащение за ваш счет. Очевидные методы, которые они используют, я описал в этой статье. В следующей я перейду к более хитроумным, скрытым и опасным манипуляциям.

Тэги: антидизайн

Энтимема

26.04.2009 17:08

Аристотель говорит о том, что речи богатые примерами - убедительны, но еще более убедительны речи, богатые энтимемами. Вот ее определение из стандартного учебника риторики:

Энтимема - умозаключение с опущенной посылкой или выводом, которые подразумеваются и истинность или степень правдоподобия которых представляются очевидными.

Например:
Сократ смертен, потому что он человек; - опущена большая посылка;
Сократ смертен, потому что человек смертен; - опущена меньшая посылка;
Человек смертен, а Сократ - человек; - опущен вывод.

Поскольку мы рассуждаем, используя энтимемы, мы часто допускаем ошибки в собственных рассуждениях и не замечаем ошибок в рассуждениях других: пропуск посылки создает иллюзию очевидности.

Тэги: написание текстов

Аристотель и формирование положительного образа бренда

25.04.2009 22:12

"Риторика" Аристотеля - это отличная книга по рекламе, пиару, брендированию и взаимоотношениям с персоналом (конечно все это становится очевидным, если при чтении пользоваться методом "держания в уме").

Ну вот например читая главу про определение приятного понимаешь, что перед тобой руководство по формированию положительного имиджа бренда. Пара примеров:

Аристотель говорит: "Так как наслаждение заключается в испытывании известного впечатления, а представление есть некоторого рода слабое ощущение, то [...] все приятное необходимо будет заключаться или в ощущении настоящего удовольствия, или в припоминании удовольствия прошедшего, или в надежде на будущее удовольствие".

Совершенно очевидно, что положительный имидж достигнут тогда, когда видя торговую марку человек испытывает наслаждение. Как этого добиться? Читаем Аристотеля дальше.

"Приятно человеку, избегшему гибели, вспоминать свои несчастия" - для успешных компаний выпускаем в тираж книгу о перипетиях становления бренда.

"Приятно гневаться" - обозначаем врага бренда, злейшего конкурента, Майкрософт-Эппл, Кока-Пепси.

"Для всех людей любовь начинается тем, что они не только получают удовольствие от присутствия любимого человека, но и в его отсутствии испытывают наслаждение, вспоминая его, и у них является досада на его остутствие" - наклейки, игрушки, фоторамки с символикой это прямо-таки аналог кулончика с прядью волос. Если бренд действительно любят, люди будут стараться иметь у себя что-то такое, что напоминало бы о нем. Сделать ключ зажигания красивым брелком с тактильно-приятным рельефным логотипом Ауди был замечательной идеей. Закрыв машину и уходя домой, поглаживаешь лого в кармане и думаешь о следующей встрече.

Определения доброты, достоинства, гнева, раздражения - все эти базисные человеческие качества и эмоции шикарно расписаны в труде, которому тысячи лет. И все это время спустя, люди продолжают вести себя тем же самым образом.

Тэги: написание текстов

Убеждение по-аристотельски

24.04.2009 18:51

Артистотель в "Риторике" говорит о том, что способы убеждения в речи имеют три составляющие:

1. Одни находятся в зависимости от характера говорящего. Мы более и скорее верим людям хорошим, особенно когда есть место колебаниям.

2. Другие - в зависимости от настроения слушателей. Они приходят к тому или иному решению под влиянием удовольствия или неудовольствия, любви или ненависти.

3. Третьи - от самой речи. Они заключаются в действительном или кажущемся доказывании автором своих слов.

Я предлагаю расширить эти суждения так же и на письменную речь. В качестве примера, что уж мелочиться, давайте возьмем такую одиозную личность как Артемий Лебедев - первого в России профессионального дизайнера, гениального пиарщика, знатного манипулятора и тролля.

1. Характер Теминых каментов будет определяться восприятием его личности. Он у нас явно не агнец, поэтому никакого безоговорочного доверия ему не положено. Кстати, несколько лет назад, когда его имидж был более положительным, больше людей воспринимали любые его слова на веру. Теперь же нет, хотя он может говорить ровно то же самое.

2. Темины посты часто возбуждают в людях эмоции, просто своим содержанием. Когда он вызывает эмоции согласные собственной мысли, люди соглашаются с ним. Например, осуждают Медведева, в том числе потому, что он привел его дурацкую фотографию, вызвал эмоции отрицательные по отношению к президенту, и тут же направил эмоционально возбужденных читателей на тот посыл, что кремлевские телефоны - плохие (http://tema.livejournal.com/332213.html).

3. Эффективное доказывание заключается в приведении примеров и энтимем (сокращенных силлогизмов, логических рассуждений, в которых пропущена посылка или заключение). Вот этот пост состоит из одних только энтимем http://tema.livejournal.com/327209.html Вот здесь энтимемы приправлены фактами и примерами, что придает очень большую убедительность рассказу http://tema.livejournal.com/322038.html

В этом посте я подменил себя авторитетом Аристотеля, возбудил ваши эмоции мегаперченым пассажем про Темины достоинства, а так же привел доказательные примеры. К сожалению, я пока не умею сыпать энтимемами и не очень справляюсь с нужным направлением вызываемых эмоций :)

Тэги: написание текстов

Шалашник. Птица-дизайнер

23.04.2009 00:25

Все люди занимаются дизайном. Учитель придумывая план урока. Бизнесмен, планируя свой бизнес. Команда, разрабатывающая ракету. Все они так или иначе упорядочивают разные вещи в определенном порядке для достижения какой-то цели. Кроме того все люди стремятся к украшению своих дизайнов.

Но только ли люди могут делать это? Даже жалкие первобытные человечешки раскрашивали свои пещеры с какой-то целью, может быть всего лишь для более веселой жизни, а ведь интеллекта у них тогда было не в избытке. Значит ли что конструирование и оформление - способность, присущая только разумному существу? Или это вообще не функция разума, а натуральный животный инстинкт?

В Австралии и Новой Гвинее обитает замечательная пичужка, называемая Шалашником (Bowerbird, Ptilonorhynchidae). Самцы этих птиц выстраивают для себя шалаши, а потом всячески их украшают.

Внутри и рядом с шалашами они располагают, причем упорядоченно, сотни ярких объектов: ракушки, листья, цветы, крышки, стекляшки и прочие декорации. Самцы проводят часы, трудясь над оформлением своей постройки.

Но зачем они все это вытворяют? Да по той же причине, по которой мужики делают все на свете, Джен - чтобы переспать с женщиной!

Самец заманивает самку в шалаш, а затем спаривается с ней самым наглым образом. Сами птицы в шалашах не живут.

Их строения имеют общую форму среди вида, но с различными вариациями. То же касается и коллекции украшений. Отмечается, что самцы стараются подобрать именно такие сочетания вещиц, какие точно понравятся самке.

Виктор Папанек пишет:
"Ученый, который наиболее тщательно изучил шалашников, А. Дж. Маршалл, [...] вынужден был признать, что птицам просто нравятся их беседки; что строительство идет дальше простой функциональности; и что при украшении беседок они выказывают явную разборчивость, которую можно назвать эстетическим выбором."

"Один американский коллекционер, который никогда не интересовался шалашниками и даже никогда не видел ни одной их постройки, путешествуя по Новой Гвинеи, неожиданно вышел на поляну, аккуратно убранную на площади примерно в четыре квадратных фута. Рядом с этой полянкой была построена беседка в форме шляпы высотой около трех футов и шириной пять футов, с дверцей высотой один фут. "

"Эта странная конструкция была обращена "фасадом" на расчищенную площадку. Возникало впечатление домика с газоном; оно подкреплялось несколькими клумбами из цветов или фруктов. Как раз под дверью располагалась аккуратная клумба из желтых ягод. Дальше на газоне была клумба синих ягод. Чуть дальше в стороне лежало десять только что сорванных цветов". Позднее этот путешественник увидел, как "архитектор" вернулся к беседке. "

"Первым делом он заметил спичку, неосторожно брошенную в центр расчищенной им полянки. Он прыгнул к спичке, подобрал ее и, тряхнув головкой, выкинул за пределы площадки."

"Путешественник собрал несколько розовых и желтых цветов и одну красную орхидею и положил их на "газон". Вскоре птица вернулась обратно и подлетела прямо к этим цветам. Она взяла все желтые цветы и выкинула их. Затем, немного поколебавшись, убрала розовые. Наконец взяла орхидею, решив не выкидывать ее, и некоторое время переносила цветок от одной горки своих украшений к другой, пока не нашла место, где орхидея смотрелась особенно эффектно. "

Вот на этом видео с ютуба показан очень похожий процесс.

http://www.youtube.com/watch?v=GPbWJPsBPdA

Возможно это просто такое совпадение, а возможно бесконечное стремление человека упорядочивать и украшать имеет что-то общее с поведением птиц-шалашников.

Тэги: поведение людей

Персональный символизм

22.04.2009 18:21

Психолог Михай Чиксентмихай (Mihaly Csikszentmihalyi) описал в статье 1991 года Design and Order in Everyday Life эксперимент, в котором он пытался понять как обычные люди реагируют на предметы искусства и дизайна, которые видят каждый день.

Была опрошена репрезентативная выборка домохозяйств в окрестностях Чикаго. Исследователи интересовались какие предметы в их домах являются особенными для каждого человека и почему. Всего в опросе участвовало 315 человек в 82 семьях.

В результате было выяснено, что ценность: как денежная, так и культурная, - не имеют почти никакой роли в ценности этого предмета именно для человека. Например, одна женщина назвала особенной для себя дешевую пластиковую статую Венеры Милосской, объяснив, что это приз за качество работы от ее компании.

Таким образом, ассоциации и воспоминания о пережитом, переложенные на предмет, превратили этот предмет в символ.

Категории выбранных предметов распределились вот так (один респондент мог называть несколько предметов):

  1. Мебель - 36%
  2. Картины - 26%
  3. Фотографии - 23%
  4. Книги - 22%
  5. Аудиотехника - 22%
  6. Музыкальные инструменты - 22%
  7. Теле- и видеотехника - 21%
  8. Скульптуры - 19%
  9. Растения - 15%
  10. Тарелки - 15%

Причем, мужчины и дети чаще называли предметы, подразумевающие взаимодействие: видеотехника, аудиотехника, музыкальные инструменты, спортинвентарь. Женщины же и старшие поколения чаще упоминали фотографии, картины, скульптуры, книги и растения.

Тэги: психология восприятия

В поисках сетки Apple

21.04.2009 13:27

Когда я готовил статьи про философскую геометрию, я пытался анализировать композицию больших графических блоков с рекламой айподов на сайте Apple.com

Я засунул скриншот в фотошоп, обвел рамкой графический блок и поделил его пополам по горизонтали и вертикали. Для начала я проверил состоит ли сетка из прямоугольных модулей.

Похоже, что нет. Тогда я стал рисовать из разных углов блока окружности с различными, но вполне осмысленными радиусами: в половину, четверть или целую его ширины и высоты. Через точки пересечения окружностей я проводил напрявляющие (на картинках далее я оставил их только там, где обнаружил совпадения).

Совпадений оказалось достаточно, чтобы заподозрить, что дизайнеры эппла использовали похожий подход. Я не уверен на все 100%, но по крайней мере вот иллюстрация интересного способа построения модульной сетки и выравнивания объектов в блоке.

Я проверил еще картинки. Вот здесь в нижней части много совпадений, и наушники красиво легли на дугу. Умысел?

Тут в верхней части заголовки хорошо вписались в дуги. Если действительно так и планировалось, то это пример слаженной работы дизайнеров и копирайтеров. Кроме того, такая сетка идейна для картинки, в которой куча Click Wheel'ов

Здесь вроде бы ничего особенного, но у всех айподов кнопки Home подозрительно четко легли на дуги.

Тут я попробовал более мелкий шаг. Совпадений получилось еще больше. Особенно шаффл просто таки распростерся по точкам пересечения.

Забавно, но на русской версии я не нашел практически ничего.

Тэги: графический дизайн

Философская геометрия. Золотое сечение и корень из пяти

20.04.2009 13:31

Упражняясь в геометрических построениях, люди древнего времени натолкнулись на идею пропорций. В различных фигурах постоянно встречались одни и те же закономерности, совпадения и паттерны. Это впечатляло.

Потом кто-то додумался измерить парочку растений, зверюшек и некоторые части тела, которые обычно от посторонних прячут. Совпадения оказались и там. Это впечатляло еще больше.

Терпеть не осталось больше мочи, самые распространенные отношения были объявлены священными. В зависимости от предпочтений, некоторые народы видели в них проявление божественного вмешательства. Некоторые - самого бога. А раз священные пропорции так часто встречаются, то подогнать под них можно все что хочешь. На их основе можно сделать символы, а символами стращать неопытные разумы паствы.

История знает массу примеров мистификаций и приписок, причем из самых благих намерений. Например, переписчики "Церковной истории народа Англов" Беды Достопочтенного приписывали к тексту куски, дабы определенные вопросы выглядели более благоприятно. А 25-28 главы VI книги "Записок о галльской войне" Цезаря по всей видимости не такие уж и Цезаря.

Так же и в символике. Надо чтобы люди чувствовали ее глубинный смысл, а сама форма не так важна. Возьми любую картинку, в ней обязательно что-нибудь золото секущееся да отыщется. Чем древнее, тем лучше. Самый древний у нас Египет, поупражняемся на нем.

Вот схема барельефа из гробницы Петосириса, найденной в 1919 году.

Схема барельефа из гробницы Петосириса

Посидев достаточное время с линейкой и циркулем, в нем можно отыскать и золотое сечение и еще кучу разных отношений.

Золотое сечение в барельефе гробницы Петосириса

Выглядит достаточно круто, поэтому нет причин не заявить, что Египтяне знали о золотом сечении и специально все так сделали.

Мистифицировать геометрию легко и просто. Сейчас я покажу вам пару приемов.

Ну во-первых, все эти пропорции настолько древние, что все самые классные построения хорошо описаны. Открыв справочник, мы видим как самым простецким образом забубенить те самые золотые пропорции. Берем квадрат, рисуем впритык такой же и проводим диагональ AC.

Построение золотого сечения. Шаг 1

С центром O и радиусом OA строим окружность. Продляем линию FE до точки пересечения с окружностью K. Дальше можно повторить фокус с окружностью для стороны AB, но легче провести из К перпендикуляр KH, продлить AB и отметить точку пересечения H.

Построение золотого сечения. Шаг 2

Вуаля, у нас получился "золотой прямоугольник". Отношение FE к EK такое же, как FK к FE. Что еще более офигенно, KF / FB тоже этому равно. Для краткости Греки назвали это отношение φ (Фи). Оно примерно равно 1.618 Проявляем творческое начало и делаем еще парочку пассов. Соединим углы исходного квадрата и получившегося прямоугольника. Нарисуем по образовавшимся точкам кружочек.

Построение золотого сечения. Шаг 3

Теперь, для открытия завесы над великой тайной нам нужно найти что-то такое, чтобы вписалось в этот прямоугольник. Вспомнив как нам везло с эпплом, давайте пойдем самым простым путем и сделаем очевидное.

iPod 4G и золотое сечение

Ура! У нас получилось объявить iPod 4G священным устройством. Совершенно очевидно, что теперь его будут обязательно покупать.

Вот она - польза изучения учебников. Геометрия так долго существует, что ничего не стоит брать справочники, да классические источники, писать книжки и зарабатывать на этом много много профита.

Рисунки из блокнота Леонардо Да Винчи

Глядишь, книжку экранизируют с каким-нибудь актером офигевшего от сценария вида, и профита станет еще на порядок больше. Можно компостировать мозг читателя, а можно компостировать мозг читателя тем как можно компостировать мозг читателя - тоже, кстати, прибыльно (ну вы понимаете о чем я). На крайняк, можно заработать кой-какие плюсы разгадав тайны арабской мозаики, связав ее... ну скажем с жуком.

Арабская мозаика

На самом деле в искусстве разумеется все дело в обычных модульных сетках и направляющих линиях, которые используют художники и дизайнеры для составления композиций. Идея настолько стара, что ее использовали даже самые древние из древних египтян.

Сетки в египетских барельефах

Композиции учат в художественных школах, а тех, кто учит тоже кто-то когда-то учил. Так что никакой мистики. Разве что только самый самый первый учитель что-то там напридумывал. Остальным достаточно взять какую-нибудь сетку и расставить по ней элементы.

Сетка проигрывателе Creative Zen

Но полуторное отношение сторон и квадратные модули - это не интересно. Нету тайны. Лучше взять что-нибудь более "сакральное". Скажем, еще одно известное отношение - ?5. У плеера Zune как раз такое.

Плеер Zune

Поглядим в справочник и посмотрим какие могут всплыть закономерности.

Соотношение корень из пяти

Наложим их на плеер. Хм. Ничего похожего пока нет. Попробуем перебрать все варианты.

Попытки найти сетку

Эммм... Как-то тухло. Интересны разве что касания около центральной кнопки. Тогда возьмемся за 4иты. Притащим линейку, померим размеры элементов и попробуем найти делители.

Модульная сетка плеера Zune

Объясняет саркоидоз и агрессивное поведение... черт, кажется не в то окно пишу. В общем, тут опять унылые квадратики, которыми мало кого запутаешь. Запороли такое хорошее начало.

Придется опять вернуться к айподам. iPod Nano 2G тоже обладает соотношением сторон ?5 / 1 Давайте снова посмотрим на схему из справочника и подумаем как прилепить его к чему-нибудь. Ага. Есть сторона ?5, которую можно втиснуть в уже готовое построение.

Дополнительные построения

Из точек A, O и C проведем дуги с радиусом AB (так как это у нас 1x, а AC - ?5x). Из этих же точек проведем перпендикуляры к AC до пересечения с дугами. Соединим новые пересечения и вот наш айпод уже почти готов.

Золотое сечение и корень из пяти

Ахайлай, махалай, абра-кадабра!

Золотое сечение, iPod 4G, корень из пяти и iPod Nano

Итак, что же мы узнали? Если хочешь запутать людям голову, всегда надо использовать мистические цифры ?2, ?3, ?5 и золотое сечение — φ. С ними всегда будет больше всего "таинственных" совпадений. Есть еще много интересных вещей типа последовательностей Фибоначчи и всяких хитрых построений. Но чем проще - тем легче всех запутать, правда?

Человеческая рука и последовательность Фибоначчи

Труба в Турку

Apple совершенно точно промывают людям мозги. Ведь у них есть целый набор юного оккультиста:

Пропорции в продукции Apple

Из простого квадрата можно сконструировать целый взрыв мозга, религию, философию, дихотономию добра и зла.

Мистические пропорции во вселенной

Каждый увидит здесь что захочет, включая сиськи и Микки-Мауса (еще можно звезду Давида постараться разглядеть).

А ведь с чего все начиналось:

Как создавалась геометрия

Тэги: философия дизайна, графический дизайн

Ноль

19.04.2009 11:32

В средние века концепция нуля тяжело входила в европейский обиход. 0 - провозглашался чуть ли ни числом дьявола, поскольку разум тогдашних европейцев просто не мог понять идею пустоты.

Сейчас для нас нормален такой ряд:

-5, -4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4, 5

А вот египтяне считали так:

1/5, 1/4, 1/3, 1/2, 1, 2, 3, 4, 5

В письменности все прекрасно обходились без нуля. И египтяне и европейцы:

В конце-концов, в VIII в. арабский математик Аль-Хорезми принес ноль в исламский мир, а через 400 лет он прошествовал в европу через арабские поселения в Испании. Местные торговцы на ура приняли новую систему, поскольку она позволяла подсчитывать барыши с невиданной прежде скоростью. А религиозным деятелям через какое-то время пришлось-таки переосмыслить свой подход к нулю.

Тэги: история дизайна

Философская геометрия. Корень из двух.

18.04.2009 17:47

Эта статья - продолжение первых двух.

Сначала был обзор, где я говорил как древние геометры искали неизменное во всем сущем и воплощали это в произведениях искусства.
Потом была статья, где я показал как число ?3 использовалось в религиозных символах и современном всем известном предмете дизайна

Итак, начиная с древних греков, хотя скорее еще раньше, люди пытались найти в природе паттерны и закономерности. Было развито мнение, что в многоликом мире существует нечто неизменное, причем существует во всех вещах. Ученые искали это неизменное и натолкнулись на идею пропорций. Делая различные построения, геометры раз за разом встречали иррациональные отношения сторон в пересечении сторон прямоугльников, окружностях, пятиугольников и других фигур. Это впечатляло. Иррациональные числа стали считаться священными. Некоторые видели в них проявление божественного вмешательства. Некоторые - самого бога.

Я попробую представить как мыслил древний человек. Возможно, что создавая произведение искусства, основанное на числе ?2 ход его мыслей был примерно таким:

Корень из двух является символом природного роста. Визуальное представление геометрической прогрессии показывает как ничтожный объект может вырасти до гигантских размеров за короткое время. Корень из двух - это то неизменное, что находится в основе этой прогрессии. В этом росте - сила данного числа.

Но что такое рост? Что вообще такое процесс творения и как ничтожное может развиваться и становиться большим? Давайте представим себе точку.

Само по себе - это ничтожество. Это сущность, присутствующая в одном измерении, но в то же время, в ней заключена огромная энергия. Давайте высвободим ее.

Что дальше? Нам нужен прорыв. Откроем для себя второе измерение. Построим квадрат ABCD

Теперь, откроем новые формы движения. С центром в точке С радиусом CB давайте проведем дугу.

Найдем новые пути движения. Соединим AC и проведем перпендикуляр CE. Длина AC - это ?2 - фактор, удваивающий измерение.

Давайте проведем линию AE

Теперь, симметрично отразим наши последние построения.

Теперь взглянем на них подробней.

Ну что же, форма рождается сама собой.

Давайте откроем ноутбук. Нам как-то нужно расположить кучу функциональных элементов, которые он имеет. Как их разместить? Очень просто. Мы только что нарисовали естесственную и красивую сетку, имеющую в основе могучую силу символа роста. Используем ее.

MacBook - это без сомнения очень красивое произведение дизайнерского искусства. Персонально мне нравится красота вот этого элемента.

Конечно, сетка расположения всех элементов на макбуке гораздо сложней, и это мы даже не пытались выходить в третье измерение. Однако, глаз все равно улавливает некоторые закономерности.

Итак, мы увидели как геометрическая философия может быть применена к промышленному дизайну. Я не претендую на какое-то открытие, или откровение в области дизайна. Модульные сетки - обыденное явление. Я хотел попробовать сделать иллюстрацию того, как работает человеческий мозг. Размышляющая мысль ветвится как корни дерева в разных направлениях. Когда корни этого дерева достигают воды - это решение задачи. Когда они образуют паттерны - это красота.

Но этой мысли вытекает следующая. Природа создала мир, удивительно гармонично взаимодействующий друг с другом. Может ли человек сделать то же со своими творениями? И как сделать из этого профит?

Размеры макбука близки к листу формата A4. Стороны такого листа относятся как ?2 / 1. Пропорциональность можно геометрически проверить проведя диагональ между противоположными углами предмета. Если второй предмет "встанет" на диагональ - он пропорционален первому.

Пропорциональность продуктов компании ведет к тому, что их становится легко использовать в рекламных материалах. Расположившись в ряд на рекламе или на витрине, они гармонируют друг с другом. Несколько продуктов начинают казаться одним целым, единым, входящим в одну систему.

Эппл, кстати, поступил просто. И новый макбук и старый белый, и макбук эйр у них одного размера. А MacBook Pro максимально приближен в к ним в пропорциях, хотя и не полностью.

А как же остальные? В конце концов на планете полно гениальных дизайнеров. Давайте возьмем Sony Vaio - отличные популярные красивые ноутбуки. Как у них со взаимодействием друг с другом? Создают ли они чувство целого?

Пиксельные размеры прямоугольников пропорциональны реальным размерам ноутбуков, которые я взял с сайта производителя. На таком масштабе не очень хорошо видно, но посчитав числовые значения отношения их сторон, можно увидеь что нет, они не пропорциональны друг другу.

Давайте возьмем другие хорошие ноутбуки - Toshiba. Я нарисую здесь две штуки. Этого достаточно для общей иллюстрации положения дел.

Это всего лишь тест на соблюдение пропорции, но если мы сравним сайты трех компаний, то общее впечатление о них будет примерно таким же. Если Apple целостен, а Sony хорош, то Toshiba повергла меня в легкое уныние.

Когда в нескольих вещах присутствует нечто одно неизменное, оно производит красивую сбалансированную систему из многих вещей. Это можно использовать в дизайне, рекламе, маркетинге и других видах человеческой деятельности. Сам образ мышления человека работает подобным способом, причем в двух направлениях. В начале статьи я показал как из ничтожно малого природа и человек могут построить большое. В конце статьи я показал как продукты этих построек могут восприниматься человеком на неосознанном уровне. Если он находит в них путь обратно к малому, то может быть это значит, что он нашел красоту?

Тэги: философия дизайна, графический дизайн

Философская геометрия. Корень из трех

17.04.2009 13:21

Я продолжаю рассказ о применении философской геометрии на практике. Прошлая часть была обзорная, она говорила о том, что многие века геометрия использовалась для поиска универсальных идеальных законов природы. Эти законы повсеместно использовались в произведениях искусства, архитектуре и духовной жизни.

Сегодня я расскажу про замечательную пропорцию "корень из трех". Я покажу ее сакральный смысл и пример из современного дизайна, который повергнет вас в шок ;)

Начнем с построения пропорции. Возьмем отрезок AB.

Примем его за радиус и построим окружность с центром в A.

Теперь построим вторую окружность с тем же радиусом, но с центром в B.

У нас получилась фигура ACBD, имеющая огромное значение для наших предков. Она называется Vescica Piscis (пузырь рыбы). Самый простой и важный пример - она давно является символом христианства.

Вот Христос вписан в эту фигуру.

Вот здесь изображено много символической рыбы.

Кстати, впервые я про это узнал, купив вот такую подвеску в Кафедральном соборе Уппсалы. Так что символ вполне используется и сейчас.

Но чем же так примечательна фигура? Давайте вернемся к построениям. Соединим точки C и D, а из места их пересечения нарисуем еще одну окружность с радиусом AB. Нарисуем прямоугольник HKLM.

Этот прямоугольник обладает замечательным свойством. Его высота относится к ширине ровно как корень их трех (?3 / 1). Корень из трех ? это одно из основных иррациональных чисел, но основе которых строилось множество картин, зданий и просто предметов.

Но если вы думаете, что это все старо, уныло и протухло, то вы ошибаетесь. Я обещал сюрприз. Готовы? Только громко не смейтесь.

Да-да, это он. iPhone не идеально помещается в этот прямоугольник, но его размеры чрезвычайно близки. Мне кажется что это не совпадение вот почему.
Корень из трех ? это примерно 1.732050?
Отношение сторон айфона первого поколения (115x61) примерно равно 1.88524.
iPhone 3G (115.5x61.8) ? 1.8599
iPod Touch (110x61.8) ? 1.779

Смотрите, они стремятся к идеалу! Мешать им могут только тысячи технических причин.

Удивлены? Смущены? Не верите? Сейчас будет больше. Зайдем на apple.com

Хм? Что-то мне этот центральный блок напоминает. А ну ка?

Ага! Вот вы и попались. Давайте ка посмотрим поближе.

Обратите внимание как потрясающе дизайны Apple используют эту разметочную сетку. Этому геометрическому построению я даже не знаю сколько сотен лет. Оно использовалось в иконах, храмах, скульптурах. Современные дизайнеры мастерски используют его в обычных коммерческих вещах и оно продолжает безотказно работать. Их вещи покупают вопреки всякому смыслу.

Что же это мистика? Расчет? Геометрия? Философия? Нам остается только практиковаться и пытаться узнать это самим

Тэги: философия дизайна, графический дизайн

Философская геометрия

16.04.2009 19:25

Разливающийся Нил каждый год затапливает свои берега, а потом обнажает их вновь, оставляя открытой плодороднейшую почву. Каждый год древние египтяне должны были заново измерять свои участки земли и определять их границы. Позже, древние греки описали этот процесс и назвали его геометрией - измерением земли. Геометрия представлялась принципом установления порядка и закона в мире. Бытовая процедура стала наукой.

Платон считал, что геометрия является универсальным философским языком. Он верил, что это отличный способ погружения в философскую медитацию. Говорят, что над порогом его дома висела надпись: "Пусть не опытный в геометрии не входит в мои двери". По Платону реальность состоит из чистых сущностей или архетипичных Идей, а мы постигаем лишь их отражения.

На этом изображении XVI в. геометрия представлена женщиной. Она предается размышлениям о законах и принципах устройства мира. Мужчины, изображенные вокруг нее, воплощают эти принципы в ежедневном быту. Таким образом сущности становятся объектами и практиками.

На протяжении многих веков, ученые видели мир, состоящий из геометрии и чисел. Но чисел, понимаемых не в измерительном, а качественном смысле. Поятия "двойственность" или "тройственность" не означают наличие двух или трех предметов, но значат целостные самодостаточные понятия каждое со своей силой. На этом строилась древняя философия, а на этой философии строилось изобразительное искусство.

Геометрические фигуры понимались не просто как фигуры, а как выражение этих сущностей. На этой японской каллиграфии показан процесс "сотворения", идущий от круга - "единства всего сущего" через треугольник к окончательной форме квадрата.

Такая философия лежит в основе многих античных произведений. Идеальные, натуральные, красивые пропорции выводились художниками, старающимися познать их в природе геометрии, чисел и "идей".

Сейчас нам тяжело понять все это. Мы воспринимаем числа совсем в другом, измерительном смысле. Нам трудно понять, почему много ученых европейцев в средние века считали ноль - числом дьявола.

Технологическая форма познания мира победила и стала общепринятой. Законы, которые выводили далекие предки, доходят до нас в виде обрывков. Философские концепции познания мира теперь являются псевдонауками, а их куски эксплуатируют всяческого вида шарлатаны.

Может быть это и к лучшему. Современная система продвинула возможности человека далеко вперед. Мы живем дольше, знаем больше и в силах грохнуть всю планету, если она нам вконец разонравится.

Однако, сама природа и ее законы, изученные в геометрии, никуда не делись. Все равно в природе существуют пропорции, иррациональные числа и различные последовательности. Например, спиральные узоры роста на подсолнухах или в расположении листьев на стебле, можно объяснить последовательностью Фибоначчи, но растению структура подобных узоров служит для усиления фотосинтеза, максимально увеличивая площадь поверхности.

Возможно современному дизайнеру-оформителю стоит поискать такие примеры в природе и больше узнать об исследовании древних ученых для того, чтобы делать красивые и органичные вещи?

Тэги: графический дизайн, философия дизайна

Виктор Папанек. Дизайн для реального мира

15.04.2009 17:56

Я тут совсем забыл, что не выложил книжку Виктора Папанека "Дизайн для реального мира". Ее текст на русском языке можно спокойно найти в интернетах, так что без зазрения совести выкладываю PDF.

pdf 10_Papanek.pdf
(размер 23534.74 КБ)

Тэги: книги

Феномен малума-такете и его практическое использование

14.04.2009 12:38

"Билайн и МТС неожиданно в один день сменили логотипы вот на такие":

"Как вы думаете, что из этого символ МТС, а что - Билайн?"

С таким вопросом я приставал к своим коллегам, а полученные ответы заносил в тетрадку и ехидно ухмылялся. Сейчас объясню почему.

Кстати, эту статью о том откуда берутся ассоциации к словам, я отредактировал и оформил в виде красочного PDF готового для печати.

Давно известен и описан феномен сопоставления человеком бессмысленных слов бессмыссленным фигурам согласно их форме. Как вы думаете, что из этого Малума, а что - Такете?

В. Келер (W. Kohler) в 1947 году показал, что большинство людей называют округлую фигуру Малума, а угловатую - Такете. Это означает, что у людей есть механизмы возникновения стойких ассоциаций между словами и фигурами, независимо от их смысла. А раз так, просто необходимо эти механизмы использовать.

Первое что приходит в голову - создавать образы в голове читателя посредством слов. Как-то давно, я написал маленький фантастический рассказик, в котором жили два вида существ. Первые из них - "кракки" - были жизнерадостным и веселым видом. Они бегали по планете, размахивали хвостами, и, собираясь в группы, обсуждали бессмысленные вещи навроде погоды. Другой вид сам себя именовал "умфами". Социальным или каким-либо еще группам умфы предпочитали уединение с целью придания размышлениям. Они считали себя большими мыслителями, следствием чего стало непомерно развившееся чувство собственной значимости, переходящее в манию величия.

Названием животных я пытался передать их внешний вид. Получилось или нет - судить только читателям. Однако, вспомните, как обстоят дела с экранизациями. Как вы представляли себе какого-нибудь героя книги, которая была экранизирована? Совпало ли ваше представление героя с экранным образом? Совпало ли это с ожиданиями других читателей книги? Если да, то скорее всего писатель не ошибся с выбором правильных слов для имени героя и его описания.

Но вдруг ваша книга будет переведена и ее прочитают представители другой культуры? Какие образы возникнут у них при чтении? Ведь такое сопоставление может зависеть от языка? На самом деле существуют исследования, которые показывают, что это не обязательно. Б. Берлин в 1994 году показал как англоговорящие люди с вероятностью превышающей случай правильно рассортировали слова из языка Huambisa (Перу), означающие названия птиц и рыб. Р. Дейвис в 1961 обнаружил, что дети 8-14 лет, живущие на удаленном полуострове на озере Tanganyika в центральной Африке и говорящие на суахили и диалекте Bantu языка Kitongwe (короче, уж точно не английском), сопоставили Улуме и Такете те же фигуры, что и их сверстники из Англии.

Различные исследователи говорят, что такие вещи могут происходит из за того, что люди мысленно артикулируют читаемые слова. Форма движения речевого аппарата при этом может определить форму представляемой фигуры.

Daphne Maurer, Thanujeni Pathman и Catherine J. Mondloch провели исследование в 2006 году среди детей 2.5 лет от роду, и взрослых. Оно показало, что и дети и взрослые сопоставляют округлые полные фигуры словам в которых преобладают округляемые гласные, а угловатые фигуры словам с неокругляемыми гласными.

Процент правильного сопоставления у взрослых был выше, что частично подтверждает теорию об артикуляции. Однако процент верного сопоставления детей, еще полностью не освоивших речь, все равно был гораздо больше случайного совпадения, а значит, в процессе замешано что-то еще.

Но вернемся к эхотагу. Раз мы выяснили, что феномен работает и на взрослых, и на детях, мы можем использовать его во всех прикладных сферах дизайна, в том числе продуктах для молодых порослей. Вот пример движения в правильном направлении.

Если говорить "по взрослому", то большие возможности феномен открывает в идентике. Врочем, он может так же таить и опасности. Вот это, например, будет ошибкой. Человек на бессознательном уровне будет противиться ассоциации.

Компании тратят большие деньги на то, чтобы привязать название своей компании в разуме человека к своему логотипу. Корпоративная символика бьет по глазам и ушам широким фронтом и из любой засады. Однако, какая-то часть усилий может быть сэкономлена, если пользоваться фундаментальным психологическим особенностям человека.

МТС и Билайн сейчас имеют четкие образы в головах людей. Хотя в плане формы, все что у них есть это вот:

Сможет ли человек приехавший из Америки никогда не слышавший ни про Билайн, ни про МТС по этим образам определить что есть что? Я попытался встать на его сторону. Мне показалось, что у Эмтээс больше округляемых согласных, чем у билайна, поэтому я нарисовал им новые логотипы в тетрадке. К сожалению, Американцев под рукой не оказалось, поэтому пришлось требовать определить сотовых операторов у коллег и отбрасывать ответы тех, кто видел в "редизайне" различные варианты яиц и полосок.

Опрос не претендует на серьезность, но все же показателен. Я получил 80% голосов, соответствующих задумке. Левая фигура - МТС, правая - Билайн.

Тэги: психология восприятия
Страницы: Следующая|12345678910
Читайте регулярно
интересные заметки о дизайне:
RSS Лента RSS