Дмитрий Литвиненко. Nordisk Design

Источники вдохновения

Каждому из нас требуется творческая подпитка. В период упадка духа мне нравится черпать силы в истории дизайна и искусства. Опыт предыдущих поколений всегда вдохновляет.

В этом разделе я даю ссылки на свои любимые источники вдохновения и собираю интересные примеры. Надеюсь, они будут мотивировать на великие свершения и вас.

Движение к простоте в дизайне станков начала XX века

26.05.2009 18:02

Tim Putnam (The Theory of Machine Design in the Second Industrial Age) описывает как в начале XX века люди дискутировали по поводу того, какой дизайн должен быть у промышленных станков. Рынок начинал диктовать такие условия, что производителям приходилось стремиться к унификации деталей. Одновременно, шла тенденция к выкидыванию не оправданных инженерно "рюшечек", выпрямлению кривых, попыткам применить архитектурные концепции в дизайне станков. Сложились вот такие критерии оценки станка:

1. Каждый кусок металла должен быть инженерно обоснован и нести смысл для всего механизма. Одновременно он должен быть эстетически приятен, чему может способствовать использование теории архитектуры.

2. Простота - хорошо. Ненужные бесполезные детали - плохо. Машина должна быть машиной, а не чем-то там еще.

3. Эффективность дизайна должна проверяться временем. Те решения хороши, которые работали давно и надежно.

В частности, была такая особенность использовать в станках "лошадиные ноги". Они критиковались за свою бессмысленность. Конструкторы предлагали заменять их чистой функциональностью.

Напоминает современные тенденции в дизайне сайтов. От украшательства - к функциональности, и наоборот. Модерн и классика, понимаешь :)

Тэги: история дизайна

Составление убедительных энтимем

25.05.2009 17:44

Какие же энтимемы будут убедительными? Как нам расположить к себе зрителя? Склонить его к выгодному нам решению? Как заставить общественное мнение обвинить или оправдать его привычки?

Как уже было сказано, убедительно то, что базируется на известном всем факте. Не обязательно, чтобы сам факт был при этом абсолютно правдивым, он просто должен быть принятым в той среде, к которой обращается автор речи или рекламы. Такой факт называется в риторике "топом".

Топ - представляет собой положение, которое рассматривается как правильное или истинное и является основанием аргумента.

Далее я рассмотрю некоторые классические топы, на которых можно построить рекламный аргумент.

1. Топ из противоположных вещей: "Если вам сейчас хорошо, то кому-то сейчас плохо".

"Для кого-то это реклама внутри дома", плакат, обращающий внимание на проблему бездомных"

2. Топ из взаимного отношения вещей: "Если ей не стыдно показывать, то нам не стыдно смотреть".

3. Топ из большего и меньшего: "Раз такой великий человек это стерпел, то и нам незазорно".

"Невероятно низкие цены"

4. Топ из времени: "Позавчера раки были по 3, вчера - по 5. Завтра снова подорожают".

5. Из наведения: "Врачи использовали его успешно, инженеры использовали его успешно, значит и мы, строители, можем использовать его успешно".

Стирающее средство для черных тканей. Металлисту подошло

6. Из прецедента: "Вася пробовал, и у него получилось".

Axe. Разносчик пицы попробовал, и у него тоже получилось

7. Из последствий. "Если гремит гром, то значит была молния".

Sony PlayStation, человек радуется, значит игра доставляет удовольствие

8. Из тождественных последствий. "Если гремит гром, то значит была молния. Мы услышали громкий звук, значит тому была причина".

Конь удачно сходил, значит и вы сможете

9. Из обстоятельств. "Он не сделал это, потому что у него не было сил".

"Вы не можете быть медленными в экстренных случаях. Реклама WWF"

10. Из причины. "Видишь, молния! Значит будет гром".

Кредит в банке здесь является причиной успеха бизнеса

11. Из вероятности: "Если бы я знал это заранее, точно бы не стал делать".

В следующий раз будете использовать DHL

12. Из предыдущих ошибок: "Я на этом погорел и больше не хочу".

Вот таким образом можно выстраивать убедительные доводы. Список не полный, но его может продолжить любой человек, потому что все здесь довольно очевидно. Тем не менее, такая классификация топов помогает более четко сформулировать посылку и избежать некоторых ошибок.

Надо отметить еще одну вещь. Топ будет работать четко в рамках конкретной группы, объединенной каким-либо признаком. Если мы строим свое убеждение на основе обстоятельств, все адресаты обращения должны знать об этом обстоятельстве. Поэтому, например, ссылки интернет-провайдеров на внутренние технические проблемы никогда не будут убедительными. У них могла действительно сгореть половина оборудования, но абоненты в этом не участвовали, и для них "техническая проблема" будет лишь отговоркой.

Тэги: визуальная риторика

Энтимема в визуальной риторике

22.05.2009 17:13

Продолжаю публиковать части материала по визуальной риторике. Комментарии присылайте, пожалуйста, на dima@sunhead.ru

Аристотель говорит о том, что убедительны речи богатые примерами, но еще более убедительны речи, наполненные энтимемами.

Энтимема - это умозаключение с опущенной посылкой или выводом, которые подразумеваются очевидными. Например:

Сократ смертен, потому что он человек; - опущена большая посылка;
Сократ смертен, потому что человек смертен; - опущена меньшая посылка;
Человек смертен, а Сократ - человек; - опущен вывод.

Пропуск посылки создает иллюзию очевидности, и хотя все люди рассуждают энтимемами, они при этом постоянно делают ошибки в рассуждениях из-за этой иллюзорности.

1. В рекламе энтимема может заключаться полностью в подписи:

Объявление говорит, что Подогреватель Булочек Salton делает вкус обычных булочек хорошим, хороших булочек - отличным, а из отличных булочек он делает рай на земле. Все всем этом рассуждении пропущена посылка, что подогретые булочки - это вкусно, потому что это и так всем очевидно.

2. Визуальный образ может выступать в роли одной из посылок:

Посылка, выраженная графически заменяет целое предложение о том, что надвигающийся поезд проедет слишком близко к людям, стоящим у края платформы. Пропущен же здесь вывод о том, что тех, кто находится у края платформы может сшибить проходящий поезд.

3. Наконец, энтимема может целиком выражаться в графике:

Курящий ребенок + символ черепа = ...
Зрителю предлагается сделать простой вывод.

Рекламная риторика не рассматривает того, что кажется правдоподобным для отдельного лица. Риторика имеет в виду то, что убедительно для всех людей как они есть. Энтимема не будет работать, если пропущенная часть построена на длинном логическом выводе или же является вещью не общепризнанной или неправдоподобной.

Возьмем вот такой макет:

Достроим изображенную в послании энтимему до полного силлогизма:

Adventa Lowe нацелена на достижение вершины.
[пропущенная часть] Мы сделали эту саморекламку очень быстро с первыми попавшимися клипартами и версткой на коленке, чтобы не тратить время на нормальные клиентские проекты.
Вот почему бережем настоящий креатив для наших клиентов.

Как видите, пропущенная часть нереально длинная. Такая реклама будет неубедительной, потому что не все смогут построить недостающую часть. Дело не в том, что она выражена не словами, а графикой, и не в реализации графической части. Здесь сама посылка чересчур длинная и неочевидная, чтобы эффективно убеждать.

Эффективность рекламы в большей части зависит от убеительности послания, чем от качества исполнения. Разберем вот такой плакат, в котором пропущено аж две части силлогизма, а он все равно будет работать.

Единая россия - партия реальных дел.
[пропущена посылка] Реальные дела - это хорошо.
[пропущен вывод] Единая россия - хорошая партия.

Очень полезно проводить подобный анализ рекламы. Очень часто крутая на первый взгляд реклама является практически бесполезной или работает не так, как надо. И наоборот, богомерзкий до блевотины макет принимается и распространяется по всем возможным каналам. Выписывание энтимемы, изображенной на листовке и достраивание ее до полного силлогизма позволяет понять ее эффективность.

Тэги: визуальная риторика

Задачи визуальной риторики

21.05.2009 17:55

Я сейчас пишу большой материал на тему визуальной риторики. Предлагаю прочитать одну из первых глав (дальше буду постепенно выкладывать куски, а в конце сведу все в одну мини-книжку). Напишите мне на dima@sunhead.ru что вы думаете об этом. Спасибо.

Вся риторика, что в речах, что в изображении, что в любом другом способе коммуникации строится на манипуляциях с человеческим восприятием. Человек воспринимает логику, эмоции и чувства. Он не может познавать информацию отдельно от этих вещей.

Применяя законы восприятия образов человеком, можно с помощью грамотного подбора картинок увеличить количество кликов.

Наиболее ярким примером визуальной риторики, раскрывающей ее во всех проявлениях, является графическая реклама. Я буду использовать примеры из рекламы (включая социальные плакаты) для иллюстрации описываемых идей.

Итак, любая рекламная листовка, как и любая речь складывается из трех элементов: из оратора (рекламодателя), из предмета о котором он говорит и из лица, к которому он обращается. Он то и есть конечная цель всего. Мы помним, что общая идея убедительной риторики заключается в побуждении человека к определенному ходу мыслей.

Существует три вида рекламных посланий: судебные, совещательные и эпидиктические.

  1. Задачи судебных посланий - обвинять или оправдать что-либо.
  2. Задачи совещательных посланий - склонить к конкретному решению или отклонить его.
  3. Задачи эпидиктических посланий - хвалить или порицать определенный предмет.

Сейчас я рассмотрю примеры каждого вида и все станет понятно.

Судебные послания

Очевидным примером осуждения или оправдания является социальная реклама. Судится всегда конкретное деяние, как правило, уже совершивашееся (хотя может строиться предположение о будущих вещах, то есть предосуждения).

Как уже было сказано, риторика объявлений и плакатов может быть направлена на осуждение конкретного человека за конкретное деяние:

Либо она оправдывает кого-то за содеянное:

Основная проблема рекламных листовок в их обезличенности. Ответчик всегда присутствует заочно и зрителям предоставлено самим определить его. Вторая проблема, не все послания "оглашают приговор". Вердикт вынесен, скейтбординг - это не преступление, но что дальше? Купить скейт? Или запретить его законодательно?

Дизайнер, создающий социальную рекламу не должен забывать сказать к чему он хочет побудить зрителя.

Совещательные послания

Люди совещаются, когда существует несколько вариантов их дальнейших действий. Они рассматривают будущее время. Чем лечить кашель? Что сегодня надеть? Куда пойти с девушкой, чтобы она точно прибалдела от проведенного вечера?

Реклама, выступающая в роли советчика, всегда предлагает готовое решение и убеждает в его правильности ("используйте колдрекс"). Она так же может отговаривать от решения, не выгодного автору месседжа ("не пейте фервекс").

Такой род рекламы характерен в конкурентной борьбе и битвах товаров-заменителей.

Так как ищущему решение человеку всегда нужна какая-то информация для его принятия, соответствующая реклама характерна своим информативным стилем.

Для принятия решения требуется одно или другое количество информации. Каждый автор решает сколько именно ему нужно рассказать, чтобы убедить людей в правильности своего предложения.

И вот тут информативность рекламы-советчика входит в резкое противоречие с задачей информационного дизайна, описанного в начале статьи. Более того, она не имеет с ней ничего общего! Это совсем другая задача - побудить к действию. Не дать максимально полную и достоверную инфу. Автор будет врать, льстить, понижать Data Ink, применять приемы антидизайна - делать все чтобы выставить себя в лучшем свете.

Вам будет казаться, что вам предоставили данные и вы сами приняли решение. Но это не так, готовое решение вложили вам в голову риторическими или антидизайнерскими приемами.

Эпидиктические послания

Дело эпидиктической речи - хвалить или порицать. Я еще называю такие речи политическими, потому что они ставят своей задачей возбудить доверие к автору. Политики заставляют выбирать их во властные органы, потому что людям кажется что их точка зрения сопадает с точкой зрения политика. Используя положительное или отрицательное отношение людей к тем или иным вещам, эпидиктическая реклама заставляет покупателя раскрывать кошелек часто вопреки всякому разуму.

Временные рамки политических высказываний - настоящий момент (конечно, может поминаться старое и строиться предположения о будущем, но кандидату необходимы голоса электората прямо сейчас).

Политические речи всегда насыщены эмоциями и страстями. Давление на зрителя здесь максимизировано до предела. Толпа должна воодушевиться на деяние и ринуться выполнять его сразу же после финального призыва. Именно так должна действовать реклама промо-акций.

В имиджевой рекламе брендов всегда важны эмоции. Чувства постоянно призывают на подмогу там, где разумных доводов привести нельзя.

Человек - эмоциональное существо. Тонкая игра на струнках чувств - страшный навык автора. Поддержка толпы - и навык превращается в еще более страшное оружие. Противостоять толпе может только... индивид. Конечно не буквальном смысле - растопчут ведь. Но в фигуральном смысле, индивидуальность и воля человека заключается в том, что он может отойти в сторону. Вывести себя за рамки социальной группы ("я не пью водку"), временных рамок ("война давно закончилась") или придумав для себя собственный домик ("не люблю косметику на женщинах"), индивид может разрушить иррациональную атаку эпидиктического послания своей собственной иррациональностью.

Именно поэтому политики оперируют массами и именно поэтому эффективность рекламы политического типа будет зависеть от массовости и сплоченности ее реципиентов.

Смешанные виды посланий

Ну разумеется, никто не запрещает рекламодателям комбинировать перечисленные виды посланий на одном носителе. Почему бы не призывать на помощь перечислению достоинств, фигурку красивой женщины, которую изделие наглядно делает еще краше?

Если есть возможность, всегда нужно подмазать глас разума нужными эмоциями.

Комбинации позволяют лупить не в одном направлении, но в нескольких. Надо только помнить, что это может как увеличить мощь рекламной атаки, так и уменьшить ее за счет неверного распыления усилий.

Тэги: визуальная риторика

Гипербола в рекламе

20.05.2009 18:02

Я сейчас готовлю большой материал, поэтому вот кусочек про гиперболу в рекламных объявлениях.

Гипербола постоянно используется в рекламе. Листовок со словами "большой", "гигантский", "потрясающий" и "самый самый" просто не счесть. На картинке показано как гипербола подтверждается графически.

Тэги: визуальная риторика

Типы визуальных риторических фигур

19.05.2009 17:35

Gui Bonsiepe в статье Visual/Verbal Rhetoric говорит о том, как семиотика позволяет классифицировать визуальные риторические приемы.

Риторические фигуры группируются в два класса:
1. Фигуры слов - те, которые играют со значением слов и их позицией в предложении;
2. Фигуры идей - те, которые играют с формой и организацией информации.

Соответственно, так как у каждого знака есть два аспекта: форма и значение, мы получаем два основных типа визуальной риторической фигуры - оперирование формой и оперирование значением: синтаксис и семантика. Например, в дорожных знаках, форма, контуры, цвета и композиция - это измерения синтаксиса. Значение знака - это измерение семантики.

Дальше, Ги развивает эту идею, предлагая классификацию визуальной риторики. Я буду писать про это в других постах.

Тэги: визуальная риторика

Якорность

18.05.2009 17:39

Roland Barthes в статье Rhetoric of the Image вводит понятие "Якорной" функции подписи к изображению.

Якорность:

Позволяет мне выбрать правильный уровень восприятия изображения
Помогает мне не просто таращиться на картинку, но и понимать ее смысл
Текст служит не только идентификации, но и интерпретации
Он ограничивает рамки проекции графики
Текст ведет зрителя по важным местам изображения, избегая других
Текст программирует выход зрителя на задуманное значение
Текст с картинкой является идеологическим элементом управления

Все это означает то, что правильно поставленная подпись к картинке должна удовлетворять качествам якорности. Ежели нет - значит ошибка. Подпись не является якорем картинки.

Тэги: философия дизайна

Аллегория в искусстве: два примера

14.05.2009 18:29

Аллегория в живописи - достаточно частая вещь. Вот пара примеров, касающихся дизайна, а так же ссылки на книги в которые целиком посвящены символам.

Аллегория природы

В классические века природу любили изображать в виде обнаженной женщины. Красота считалась в естественности, ведь природе не нужен никакой орнамент. Например, вот картинка из книги XVII в Cesaro Ripa, Iconologia:

Можно переложить эту аллегорию на информационный дизайн. Показывая только данные, мы показываем нагую женщину. Украшая данные, мы одеваем ее. Любая одежда, какой бы она ни была, будет все равно искусственной. Цель должна быть не в драпировке, а в создании красивого тела.

Аллегория дизайна

А вот так в следующей книге - Nova Iconologia (которую я никак не могу найти, у вас нет?) изображен сам дизайн:

Подпись примерно такова: "Компас показывает, что дизайн основан на измерении и пропорциях; зеркало показывает, что дизайн репродуцирует не внешний мир, а внутренний орган души..."

Перечитав Инструкции для английских дизайнеров XVIII века, можно вспомнить что крутым дизайном считалась удачная аранжировка готовых произведений, продиктованая внутренним гением дизайнера. Вот вам и орган души.

Тэги: философия дизайна, книги

Создание портфолио дизайнера

13.05.2009 17:56

Gui Bonsiepe в статье 1994 года A Step Towards the Reinvention of Graphic Design говорит о трехмерной матрице профессионального профиля дизайнера. Она состоит из таких измерений:

  1. Область приложения. Например биология, медицина, интерфейсы, бытовая техника.
  2. Конкретные объекты. Состовляющие портфолио, реализованные проекты и объекты.
  3. Компетенции. Области знания, которыми владеет дизайнер. Например, рисунок, психология, семиотика и т. д.

Большинство портфолио дизайнеров состоят из пунктов номер два, некоторые выделяют составляющие пункта один. Мало кто хвастается своими пунктами номер три. Однако, почему бы этого не делать? Все вместе наиболее полно раскрывает профиль мастерства дизайнера.

Тэги: философия дизайна

Инструкции для дизайнеров в Англии XVIII века

12.05.2009 18:08

В 1991 в журнале Journal of Design History вышла статья Design Instruction for Artisans in Eighteenth-Century Britain авторства Anne Puetz. Вот некоторые мысли из нее.

В 18 веке в англии был выпущен ряд книг и начали развиваться дизайнерские общества, цель которых было научить местных производителей делать предметы роскоши, не уступающие в качестве злейшим конкурентам - французскому импорту.

Для обучения дизайнеров существовали, во-первых, каталоги готовых рисунков. Ремесленники брали картинки из таких книг, как, например The Ladies Amusement, Or Whole Art of Japanning Made Easy, Robert Sayer, 1762. Техника оформления работ сводилась к копипасту, а ценностью являлся вкус отбирающего и арранжирующего картинки.

Во-вторых, имело место мнение, что дизайнеру все-таки нужно уметь рисовать, поэтому были выпущены такие пособия, как, например книга составлению орнаментов, The Principles of Ornament, or the Youth's Guide to Drawing of Foliage, Matthias Lock, 1746. А так же такие недорогие доступные книги как Artist's Assistant, Carington Bowles, где в краткой форме давались основные принципы геометрии, композиции, персективы и т. д.

Тэги: графический дизайн, промышленный дизайн, история дизайна

Первые дорожные знаки

08.05.2009 18:31

Вот эти четыре фигурки были самыми первыми официальными дорожными знаками.

В 1909 году в Париже была принята конвенция, определившая их. Позже, конвенция была ратифицирована большинством Европейских стран.

Тэги: история дизайна

Функции графического дизайна

05.05.2009 17:52

Графический дизайнер может заниматься двумя вещами: информировать и убеждать.

Информированием от занимается когда показывает данные или информацию о свойствах объекта.

Убеждением он занимается когда перед ним стоит задача изменить мнения людей, какая-нибудь политическая или рекламная цель.

Конечно, могут быть смешанные случаи и выходящие из этих двух. Графические объекты на полотне, не направленные на эти две функции можно назвать мусором.

Тэги: философия дизайна

Сферы применения информационной системы

04.05.2009 18:15

В процессе разработки смартфона будущего, о котором я писал недавно, в компании AM+A разработали схему "областей применения беспроводного устройства".

Я считаю, что ее можно вполне применять на любые зрелые сетевые информационные системы и сообщества типа ЖЖ, Хабра, порталов вроде яндекса и т. п

Соответственно, разрабатывая такую систему, вы можете сверяться в каким сферам применения она будет соответстовать. Самые классные сообщества будут предоставлять сервисы во всех сферах, причем это не должно зависеть от их размеров.

Тэги: поведение людей

Дизайн КПК будущего в 2000 году

30.04.2009 18:00

В статье Designing PDA of the Future by Aaron Marcus and Eugene Chen авторы говорят как в 2000 году они разрабатывали концепт карманного компьютера, который Samsung мог бы воплотить в жизнь в следующие годы.

Прошло 8 лет, а некоторые идеи остаются до сих пор реализованными не до конца:

  1. Эмоциональная персонализация. На дисплее КПК отображается персонаж, который ужимками показывает что творится с компьютером в настоящий момент: дохнет батарейка, пришло сообщение, он "думает" - девайс превращается в подобие тамагочи, подстегивая пользователя обращаться с ним как с живым существом.
  2. Отделяемая вкладка в ухо. У смартфонов есть известная проблема: когда звонящий диктует вам что-то, вы не можете записать это в КПК. Авторы предлагают встроить прямо в корпус блютус-гарнитуру, которую можно отцепить, вставить в ухо и продолжая разговор пользоваться, например, записной книжкой устройства.
  3. Комната взаимоотношений. В адресная книга становится не только справочником телефонов, но и единым центром взаимоотношений с выбранным человеком. В нем ведется история всех звонков и переписки, можно прикладывать фото, записки и планировать встречи.
  4. Отдельная контакт книга для компаний. В эту книгу пользователь сохраняет адреса компаний, магазинов и сервисов, которыми он регулярно пользуется. Она отделена от основной адресной книги и является эдаким персональным справочником такси, парикмахерских, ремонтов и т. д.
  5. Действия во время звонка. Во время звонка на экране отображается кнопка, под которой спрятано меню с контекстными действиями: назначит встречу с собеседником, занести его в адресную книгу и т. п.
  6. Напоминания, зависящие от местоположения. В КПК будущего можно задать высвечивание напоминаний, только если пользователь находится в определенном месте. Таким образом, если он прогуливает работу, напоминания о встречах не будут его беспокоить. Или же сам факт всплывания напоминаний будет привязан к появлению человека в каком-то месте: оказавшись рядом с магазином девайс напомнит ему купить хлеба, дома - покормить кота.

Полная версия статьи вот:

pdf chen_wirelessdevice.pdf
(размер 715.50 КБ)

Тэги: промышленный дизайн

Шалашник. Птица-дизайнер

23.04.2009 00:25

Все люди занимаются дизайном. Учитель придумывая план урока. Бизнесмен, планируя свой бизнес. Команда, разрабатывающая ракету. Все они так или иначе упорядочивают разные вещи в определенном порядке для достижения какой-то цели. Кроме того все люди стремятся к украшению своих дизайнов.

Но только ли люди могут делать это? Даже жалкие первобытные человечешки раскрашивали свои пещеры с какой-то целью, может быть всего лишь для более веселой жизни, а ведь интеллекта у них тогда было не в избытке. Значит ли что конструирование и оформление - способность, присущая только разумному существу? Или это вообще не функция разума, а натуральный животный инстинкт?

В Австралии и Новой Гвинее обитает замечательная пичужка, называемая Шалашником (Bowerbird, Ptilonorhynchidae). Самцы этих птиц выстраивают для себя шалаши, а потом всячески их украшают.

Внутри и рядом с шалашами они располагают, причем упорядоченно, сотни ярких объектов: ракушки, листья, цветы, крышки, стекляшки и прочие декорации. Самцы проводят часы, трудясь над оформлением своей постройки.

Но зачем они все это вытворяют? Да по той же причине, по которой мужики делают все на свете, Джен - чтобы переспать с женщиной!

Самец заманивает самку в шалаш, а затем спаривается с ней самым наглым образом. Сами птицы в шалашах не живут.

Их строения имеют общую форму среди вида, но с различными вариациями. То же касается и коллекции украшений. Отмечается, что самцы стараются подобрать именно такие сочетания вещиц, какие точно понравятся самке.

Виктор Папанек пишет:
"Ученый, который наиболее тщательно изучил шалашников, А. Дж. Маршалл, [...] вынужден был признать, что птицам просто нравятся их беседки; что строительство идет дальше простой функциональности; и что при украшении беседок они выказывают явную разборчивость, которую можно назвать эстетическим выбором."

"Один американский коллекционер, который никогда не интересовался шалашниками и даже никогда не видел ни одной их постройки, путешествуя по Новой Гвинеи, неожиданно вышел на поляну, аккуратно убранную на площади примерно в четыре квадратных фута. Рядом с этой полянкой была построена беседка в форме шляпы высотой около трех футов и шириной пять футов, с дверцей высотой один фут. "

"Эта странная конструкция была обращена "фасадом" на расчищенную площадку. Возникало впечатление домика с газоном; оно подкреплялось несколькими клумбами из цветов или фруктов. Как раз под дверью располагалась аккуратная клумба из желтых ягод. Дальше на газоне была клумба синих ягод. Чуть дальше в стороне лежало десять только что сорванных цветов". Позднее этот путешественник увидел, как "архитектор" вернулся к беседке. "

"Первым делом он заметил спичку, неосторожно брошенную в центр расчищенной им полянки. Он прыгнул к спичке, подобрал ее и, тряхнув головкой, выкинул за пределы площадки."

"Путешественник собрал несколько розовых и желтых цветов и одну красную орхидею и положил их на "газон". Вскоре птица вернулась обратно и подлетела прямо к этим цветам. Она взяла все желтые цветы и выкинула их. Затем, немного поколебавшись, убрала розовые. Наконец взяла орхидею, решив не выкидывать ее, и некоторое время переносила цветок от одной горки своих украшений к другой, пока не нашла место, где орхидея смотрелась особенно эффектно. "

Вот на этом видео с ютуба показан очень похожий процесс.

http://www.youtube.com/watch?v=GPbWJPsBPdA

Возможно это просто такое совпадение, а возможно бесконечное стремление человека упорядочивать и украшать имеет что-то общее с поведением птиц-шалашников.

Тэги: поведение людей

Философская геометрия. Золотое сечение и корень из пяти

20.04.2009 13:31

Упражняясь в геометрических построениях, люди древнего времени натолкнулись на идею пропорций. В различных фигурах постоянно встречались одни и те же закономерности, совпадения и паттерны. Это впечатляло.

Потом кто-то додумался измерить парочку растений, зверюшек и некоторые части тела, которые обычно от посторонних прячут. Совпадения оказались и там. Это впечатляло еще больше.

Терпеть не осталось больше мочи, самые распространенные отношения были объявлены священными. В зависимости от предпочтений, некоторые народы видели в них проявление божественного вмешательства. Некоторые - самого бога. А раз священные пропорции так часто встречаются, то подогнать под них можно все что хочешь. На их основе можно сделать символы, а символами стращать неопытные разумы паствы.

История знает массу примеров мистификаций и приписок, причем из самых благих намерений. Например, переписчики "Церковной истории народа Англов" Беды Достопочтенного приписывали к тексту куски, дабы определенные вопросы выглядели более благоприятно. А 25-28 главы VI книги "Записок о галльской войне" Цезаря по всей видимости не такие уж и Цезаря.

Так же и в символике. Надо чтобы люди чувствовали ее глубинный смысл, а сама форма не так важна. Возьми любую картинку, в ней обязательно что-нибудь золото секущееся да отыщется. Чем древнее, тем лучше. Самый древний у нас Египет, поупражняемся на нем.

Вот схема барельефа из гробницы Петосириса, найденной в 1919 году.

Схема барельефа из гробницы Петосириса

Посидев достаточное время с линейкой и циркулем, в нем можно отыскать и золотое сечение и еще кучу разных отношений.

Золотое сечение в барельефе гробницы Петосириса

Выглядит достаточно круто, поэтому нет причин не заявить, что Египтяне знали о золотом сечении и специально все так сделали.

Мистифицировать геометрию легко и просто. Сейчас я покажу вам пару приемов.

Ну во-первых, все эти пропорции настолько древние, что все самые классные построения хорошо описаны. Открыв справочник, мы видим как самым простецким образом забубенить те самые золотые пропорции. Берем квадрат, рисуем впритык такой же и проводим диагональ AC.

Построение золотого сечения. Шаг 1

С центром O и радиусом OA строим окружность. Продляем линию FE до точки пересечения с окружностью K. Дальше можно повторить фокус с окружностью для стороны AB, но легче провести из К перпендикуляр KH, продлить AB и отметить точку пересечения H.

Построение золотого сечения. Шаг 2

Вуаля, у нас получился "золотой прямоугольник". Отношение FE к EK такое же, как FK к FE. Что еще более офигенно, KF / FB тоже этому равно. Для краткости Греки назвали это отношение φ (Фи). Оно примерно равно 1.618 Проявляем творческое начало и делаем еще парочку пассов. Соединим углы исходного квадрата и получившегося прямоугольника. Нарисуем по образовавшимся точкам кружочек.

Построение золотого сечения. Шаг 3

Теперь, для открытия завесы над великой тайной нам нужно найти что-то такое, чтобы вписалось в этот прямоугольник. Вспомнив как нам везло с эпплом, давайте пойдем самым простым путем и сделаем очевидное.

iPod 4G и золотое сечение

Ура! У нас получилось объявить iPod 4G священным устройством. Совершенно очевидно, что теперь его будут обязательно покупать.

Вот она - польза изучения учебников. Геометрия так долго существует, что ничего не стоит брать справочники, да классические источники, писать книжки и зарабатывать на этом много много профита.

Рисунки из блокнота Леонардо Да Винчи

Глядишь, книжку экранизируют с каким-нибудь актером офигевшего от сценария вида, и профита станет еще на порядок больше. Можно компостировать мозг читателя, а можно компостировать мозг читателя тем как можно компостировать мозг читателя - тоже, кстати, прибыльно (ну вы понимаете о чем я). На крайняк, можно заработать кой-какие плюсы разгадав тайны арабской мозаики, связав ее... ну скажем с жуком.

Арабская мозаика

На самом деле в искусстве разумеется все дело в обычных модульных сетках и направляющих линиях, которые используют художники и дизайнеры для составления композиций. Идея настолько стара, что ее использовали даже самые древние из древних египтян.

Сетки в египетских барельефах

Композиции учат в художественных школах, а тех, кто учит тоже кто-то когда-то учил. Так что никакой мистики. Разве что только самый самый первый учитель что-то там напридумывал. Остальным достаточно взять какую-нибудь сетку и расставить по ней элементы.

Сетка проигрывателе Creative Zen

Но полуторное отношение сторон и квадратные модули - это не интересно. Нету тайны. Лучше взять что-нибудь более "сакральное". Скажем, еще одно известное отношение - ?5. У плеера Zune как раз такое.

Плеер Zune

Поглядим в справочник и посмотрим какие могут всплыть закономерности.

Соотношение корень из пяти

Наложим их на плеер. Хм. Ничего похожего пока нет. Попробуем перебрать все варианты.

Попытки найти сетку

Эммм... Как-то тухло. Интересны разве что касания около центральной кнопки. Тогда возьмемся за 4иты. Притащим линейку, померим размеры элементов и попробуем найти делители.

Модульная сетка плеера Zune

Объясняет саркоидоз и агрессивное поведение... черт, кажется не в то окно пишу. В общем, тут опять унылые квадратики, которыми мало кого запутаешь. Запороли такое хорошее начало.

Придется опять вернуться к айподам. iPod Nano 2G тоже обладает соотношением сторон ?5 / 1 Давайте снова посмотрим на схему из справочника и подумаем как прилепить его к чему-нибудь. Ага. Есть сторона ?5, которую можно втиснуть в уже готовое построение.

Дополнительные построения

Из точек A, O и C проведем дуги с радиусом AB (так как это у нас 1x, а AC - ?5x). Из этих же точек проведем перпендикуляры к AC до пересечения с дугами. Соединим новые пересечения и вот наш айпод уже почти готов.

Золотое сечение и корень из пяти

Ахайлай, махалай, абра-кадабра!

Золотое сечение, iPod 4G, корень из пяти и iPod Nano

Итак, что же мы узнали? Если хочешь запутать людям голову, всегда надо использовать мистические цифры ?2, ?3, ?5 и золотое сечение — φ. С ними всегда будет больше всего "таинственных" совпадений. Есть еще много интересных вещей типа последовательностей Фибоначчи и всяких хитрых построений. Но чем проще - тем легче всех запутать, правда?

Человеческая рука и последовательность Фибоначчи

Труба в Турку

Apple совершенно точно промывают людям мозги. Ведь у них есть целый набор юного оккультиста:

Пропорции в продукции Apple

Из простого квадрата можно сконструировать целый взрыв мозга, религию, философию, дихотономию добра и зла.

Мистические пропорции во вселенной

Каждый увидит здесь что захочет, включая сиськи и Микки-Мауса (еще можно звезду Давида постараться разглядеть).

А ведь с чего все начиналось:

Как создавалась геометрия

Тэги: философия дизайна, графический дизайн

Ноль

19.04.2009 11:32

В средние века концепция нуля тяжело входила в европейский обиход. 0 - провозглашался чуть ли ни числом дьявола, поскольку разум тогдашних европейцев просто не мог понять идею пустоты.

Сейчас для нас нормален такой ряд:

-5, -4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4, 5

А вот египтяне считали так:

1/5, 1/4, 1/3, 1/2, 1, 2, 3, 4, 5

В письменности все прекрасно обходились без нуля. И египтяне и европейцы:

В конце-концов, в VIII в. арабский математик Аль-Хорезми принес ноль в исламский мир, а через 400 лет он прошествовал в европу через арабские поселения в Испании. Местные торговцы на ура приняли новую систему, поскольку она позволяла подсчитывать барыши с невиданной прежде скоростью. А религиозным деятелям через какое-то время пришлось-таки переосмыслить свой подход к нулю.

Тэги: история дизайна

Философская геометрия. Корень из двух.

18.04.2009 17:47

Эта статья - продолжение первых двух.

Сначала был обзор, где я говорил как древние геометры искали неизменное во всем сущем и воплощали это в произведениях искусства.
Потом была статья, где я показал как число ?3 использовалось в религиозных символах и современном всем известном предмете дизайна

Итак, начиная с древних греков, хотя скорее еще раньше, люди пытались найти в природе паттерны и закономерности. Было развито мнение, что в многоликом мире существует нечто неизменное, причем существует во всех вещах. Ученые искали это неизменное и натолкнулись на идею пропорций. Делая различные построения, геометры раз за разом встречали иррациональные отношения сторон в пересечении сторон прямоугльников, окружностях, пятиугольников и других фигур. Это впечатляло. Иррациональные числа стали считаться священными. Некоторые видели в них проявление божественного вмешательства. Некоторые - самого бога.

Я попробую представить как мыслил древний человек. Возможно, что создавая произведение искусства, основанное на числе ?2 ход его мыслей был примерно таким:

Корень из двух является символом природного роста. Визуальное представление геометрической прогрессии показывает как ничтожный объект может вырасти до гигантских размеров за короткое время. Корень из двух - это то неизменное, что находится в основе этой прогрессии. В этом росте - сила данного числа.

Но что такое рост? Что вообще такое процесс творения и как ничтожное может развиваться и становиться большим? Давайте представим себе точку.

Само по себе - это ничтожество. Это сущность, присутствующая в одном измерении, но в то же время, в ней заключена огромная энергия. Давайте высвободим ее.

Что дальше? Нам нужен прорыв. Откроем для себя второе измерение. Построим квадрат ABCD

Теперь, откроем новые формы движения. С центром в точке С радиусом CB давайте проведем дугу.

Найдем новые пути движения. Соединим AC и проведем перпендикуляр CE. Длина AC - это ?2 - фактор, удваивающий измерение.

Давайте проведем линию AE

Теперь, симметрично отразим наши последние построения.

Теперь взглянем на них подробней.

Ну что же, форма рождается сама собой.

Давайте откроем ноутбук. Нам как-то нужно расположить кучу функциональных элементов, которые он имеет. Как их разместить? Очень просто. Мы только что нарисовали естесственную и красивую сетку, имеющую в основе могучую силу символа роста. Используем ее.

MacBook - это без сомнения очень красивое произведение дизайнерского искусства. Персонально мне нравится красота вот этого элемента.

Конечно, сетка расположения всех элементов на макбуке гораздо сложней, и это мы даже не пытались выходить в третье измерение. Однако, глаз все равно улавливает некоторые закономерности.

Итак, мы увидели как геометрическая философия может быть применена к промышленному дизайну. Я не претендую на какое-то открытие, или откровение в области дизайна. Модульные сетки - обыденное явление. Я хотел попробовать сделать иллюстрацию того, как работает человеческий мозг. Размышляющая мысль ветвится как корни дерева в разных направлениях. Когда корни этого дерева достигают воды - это решение задачи. Когда они образуют паттерны - это красота.

Но этой мысли вытекает следующая. Природа создала мир, удивительно гармонично взаимодействующий друг с другом. Может ли человек сделать то же со своими творениями? И как сделать из этого профит?

Размеры макбука близки к листу формата A4. Стороны такого листа относятся как ?2 / 1. Пропорциональность можно геометрически проверить проведя диагональ между противоположными углами предмета. Если второй предмет "встанет" на диагональ - он пропорционален первому.

Пропорциональность продуктов компании ведет к тому, что их становится легко использовать в рекламных материалах. Расположившись в ряд на рекламе или на витрине, они гармонируют друг с другом. Несколько продуктов начинают казаться одним целым, единым, входящим в одну систему.

Эппл, кстати, поступил просто. И новый макбук и старый белый, и макбук эйр у них одного размера. А MacBook Pro максимально приближен в к ним в пропорциях, хотя и не полностью.

А как же остальные? В конце концов на планете полно гениальных дизайнеров. Давайте возьмем Sony Vaio - отличные популярные красивые ноутбуки. Как у них со взаимодействием друг с другом? Создают ли они чувство целого?

Пиксельные размеры прямоугольников пропорциональны реальным размерам ноутбуков, которые я взял с сайта производителя. На таком масштабе не очень хорошо видно, но посчитав числовые значения отношения их сторон, можно увидеь что нет, они не пропорциональны друг другу.

Давайте возьмем другие хорошие ноутбуки - Toshiba. Я нарисую здесь две штуки. Этого достаточно для общей иллюстрации положения дел.

Это всего лишь тест на соблюдение пропорции, но если мы сравним сайты трех компаний, то общее впечатление о них будет примерно таким же. Если Apple целостен, а Sony хорош, то Toshiba повергла меня в легкое уныние.

Когда в нескольих вещах присутствует нечто одно неизменное, оно производит красивую сбалансированную систему из многих вещей. Это можно использовать в дизайне, рекламе, маркетинге и других видах человеческой деятельности. Сам образ мышления человека работает подобным способом, причем в двух направлениях. В начале статьи я показал как из ничтожно малого природа и человек могут построить большое. В конце статьи я показал как продукты этих построек могут восприниматься человеком на неосознанном уровне. Если он находит в них путь обратно к малому, то может быть это значит, что он нашел красоту?

Тэги: философия дизайна, графический дизайн

Философская геометрия. Корень из трех

17.04.2009 13:21

Я продолжаю рассказ о применении философской геометрии на практике. Прошлая часть была обзорная, она говорила о том, что многие века геометрия использовалась для поиска универсальных идеальных законов природы. Эти законы повсеместно использовались в произведениях искусства, архитектуре и духовной жизни.

Сегодня я расскажу про замечательную пропорцию "корень из трех". Я покажу ее сакральный смысл и пример из современного дизайна, который повергнет вас в шок ;)

Начнем с построения пропорции. Возьмем отрезок AB.

Примем его за радиус и построим окружность с центром в A.

Теперь построим вторую окружность с тем же радиусом, но с центром в B.

У нас получилась фигура ACBD, имеющая огромное значение для наших предков. Она называется Vescica Piscis (пузырь рыбы). Самый простой и важный пример - она давно является символом христианства.

Вот Христос вписан в эту фигуру.

Вот здесь изображено много символической рыбы.

Кстати, впервые я про это узнал, купив вот такую подвеску в Кафедральном соборе Уппсалы. Так что символ вполне используется и сейчас.

Но чем же так примечательна фигура? Давайте вернемся к построениям. Соединим точки C и D, а из места их пересечения нарисуем еще одну окружность с радиусом AB. Нарисуем прямоугольник HKLM.

Этот прямоугольник обладает замечательным свойством. Его высота относится к ширине ровно как корень их трех (?3 / 1). Корень из трех ? это одно из основных иррациональных чисел, но основе которых строилось множество картин, зданий и просто предметов.

Но если вы думаете, что это все старо, уныло и протухло, то вы ошибаетесь. Я обещал сюрприз. Готовы? Только громко не смейтесь.

Да-да, это он. iPhone не идеально помещается в этот прямоугольник, но его размеры чрезвычайно близки. Мне кажется что это не совпадение вот почему.
Корень из трех ? это примерно 1.732050?
Отношение сторон айфона первого поколения (115x61) примерно равно 1.88524.
iPhone 3G (115.5x61.8) ? 1.8599
iPod Touch (110x61.8) ? 1.779

Смотрите, они стремятся к идеалу! Мешать им могут только тысячи технических причин.

Удивлены? Смущены? Не верите? Сейчас будет больше. Зайдем на apple.com

Хм? Что-то мне этот центральный блок напоминает. А ну ка?

Ага! Вот вы и попались. Давайте ка посмотрим поближе.

Обратите внимание как потрясающе дизайны Apple используют эту разметочную сетку. Этому геометрическому построению я даже не знаю сколько сотен лет. Оно использовалось в иконах, храмах, скульптурах. Современные дизайнеры мастерски используют его в обычных коммерческих вещах и оно продолжает безотказно работать. Их вещи покупают вопреки всякому смыслу.

Что же это мистика? Расчет? Геометрия? Философия? Нам остается только практиковаться и пытаться узнать это самим

Тэги: философия дизайна, графический дизайн

Философская геометрия

16.04.2009 19:25

Разливающийся Нил каждый год затапливает свои берега, а потом обнажает их вновь, оставляя открытой плодороднейшую почву. Каждый год древние египтяне должны были заново измерять свои участки земли и определять их границы. Позже, древние греки описали этот процесс и назвали его геометрией - измерением земли. Геометрия представлялась принципом установления порядка и закона в мире. Бытовая процедура стала наукой.

Платон считал, что геометрия является универсальным философским языком. Он верил, что это отличный способ погружения в философскую медитацию. Говорят, что над порогом его дома висела надпись: "Пусть не опытный в геометрии не входит в мои двери". По Платону реальность состоит из чистых сущностей или архетипичных Идей, а мы постигаем лишь их отражения.

На этом изображении XVI в. геометрия представлена женщиной. Она предается размышлениям о законах и принципах устройства мира. Мужчины, изображенные вокруг нее, воплощают эти принципы в ежедневном быту. Таким образом сущности становятся объектами и практиками.

На протяжении многих веков, ученые видели мир, состоящий из геометрии и чисел. Но чисел, понимаемых не в измерительном, а качественном смысле. Поятия "двойственность" или "тройственность" не означают наличие двух или трех предметов, но значат целостные самодостаточные понятия каждое со своей силой. На этом строилась древняя философия, а на этой философии строилось изобразительное искусство.

Геометрические фигуры понимались не просто как фигуры, а как выражение этих сущностей. На этой японской каллиграфии показан процесс "сотворения", идущий от круга - "единства всего сущего" через треугольник к окончательной форме квадрата.

Такая философия лежит в основе многих античных произведений. Идеальные, натуральные, красивые пропорции выводились художниками, старающимися познать их в природе геометрии, чисел и "идей".

Сейчас нам тяжело понять все это. Мы воспринимаем числа совсем в другом, измерительном смысле. Нам трудно понять, почему много ученых европейцев в средние века считали ноль - числом дьявола.

Технологическая форма познания мира победила и стала общепринятой. Законы, которые выводили далекие предки, доходят до нас в виде обрывков. Философские концепции познания мира теперь являются псевдонауками, а их куски эксплуатируют всяческого вида шарлатаны.

Может быть это и к лучшему. Современная система продвинула возможности человека далеко вперед. Мы живем дольше, знаем больше и в силах грохнуть всю планету, если она нам вконец разонравится.

Однако, сама природа и ее законы, изученные в геометрии, никуда не делись. Все равно в природе существуют пропорции, иррациональные числа и различные последовательности. Например, спиральные узоры роста на подсолнухах или в расположении листьев на стебле, можно объяснить последовательностью Фибоначчи, но растению структура подобных узоров служит для усиления фотосинтеза, максимально увеличивая площадь поверхности.

Возможно современному дизайнеру-оформителю стоит поискать такие примеры в природе и больше узнать об исследовании древних ученых для того, чтобы делать красивые и органичные вещи?

Тэги: графический дизайн, философия дизайна
Страницы: Следующая|123
Читайте регулярно
интересные заметки о дизайне:
RSS Лента RSS