Алан Купер описывает такую штуку как "когнитивное сопротивление".
- Когнитивное сопротивление низкое, когда человек видит предмет и понимает как он сработает. Например, некто
берет крепкий тупой предмет и наносит им черепно мозговую травму. Пользователь знает что предмет на это способен.
- Когнитивное сопротивление среднее, когда человек видит интерфейс и хорошо понимает как он работает. Скажем, крутанув руль по часовой стрелке практически все ожидают, что машина поедет вправо. Даже если кто-то и не
ожидает, то после первого же использования будет об этом знать.
- Когнитивное сопротивление высокое, когда человек видит интерфейс и понятия не имеет к чему приведет пользование им. Например, когда одна и та же кнопка на телефоне выполняет разные действия в зависимости от
текущего режима - это интерфейс с очень очень высоким уровнем когнитивного сопротивления. Человек без объяснения
или предыдущего опыта работы с таким интерфейсом нипочем в нем не разберется.
Купер говорит, что подавляющее большинство компьютерного софта обладает крайне высоким уровнем такого сопротивления. Реакция людей на это проста: они берут необходимый минимум нужного им функционала, а остальное игнорируют. Поэтому, скажем, гонка количества функционала в девайсах абсолютно misses the point. Возьмите, хоть, айфон.