Дмитрий Литвиненко. Nordisk Design

Эллинистическое искусство

26.11.2009 11:28

Note: Это конспект "Истории искусств" Гомбриха.

Со временем развитие греческого искусства привело к тому, что все больше людей стало ценить художественные достоинства произведения, нежели смотреть на них как на функциональные вещи. Начались сравнения различных художественных школ и стилей.

В архитектуре пришел ионический стиль. Он более тонок и изящен, чем дорический. Более богато украшен.

Таким образом, художник больше не борется с ограничениями, а творит все, что он вздумает. Авторы начинают упиваться своими творческими возможностями. Например, у Праксителя не осталось и следов былого прагматизма. Постановка тела вольная, поза расслабленная. В то же время, все сочленения выполнены с предельной отчетливостью понимания их механизма.

В жизни не бывает таких симметричных красивых людей, как греческие статуи. Возможно греки копируя черты многих людей совершенствовали их, удаляли то, что не соответствовало идеалу прекрасного.

Фактически, они фотошопили фотографии в применении к скульптуре и в более широком смысле. Многие классические произведения искусства более поздних периодов являются копиями или вариантами статуй середины IV века.

Такой метод привел к тому, что индивидуальные характеры образов исчезали. Греки не знали портретов в современном понимании. Скорее всего их портретные изваяния не имели сходства с моделью. Портретом военачальника была фигура в доспехах - художник не пытался повторить черты лица. В головах всех статуй никогда не запечатлевалась характерная мимика. Эмоции передавались посредством жестов и поз, но лицо должно было оставаться в гармонии.

Портретирование начало развиваться во времена Александра Македонского. Работы придворного скульптора Лисиппа могут считаться попыткой передать черты именно Александра.

С Александром связано расространение греческого языка и искусства на большие территории. Теперь оно называлось эллиническим. Появилась коринфская колонна, которая добавляла еще больше пышности зданию. Возводились импозантные богато урашенные сооружения. Они впечатляют внушительностью и роскошью. Художников больше всего стали влечь драматические эффекты.

Мускулатура торса напрягается в муках и отчаянных усилиях, лицо страдальчески искажено, обреченные позы - и все это спаяно в устойчивую группу. Эллиническое искусство утратило связь с магией и религией. Возможно, оно было обращено к публике, жаждавшей зрелища и драмы.

Кроме того, в эллинистический период, когда Феокрит и другие поэты стали воспевать прелести пастушеской жизни, художники принялись удовлетворять запросы горожан картинами сельской местности. В них нет реальных видов, это скорее коллекции отдельных мотивов, составляющих идиллию. Кроме того, в них нет геометрии центральной перспективы.

В самых поздних античных произведениях в остаточной форме присутствуют принципы египетской живописи. Общее представление о форме объекта играет не меньшую роль, чем восприятие глаза. Греки прорвались сквозь рамки законов, но их произведения - не зеркала, отражающие натуру.

Тэги: история исскуства
Понравилась эта статья?
Скажите «Спасибо» нажав на кнопку:
Получайте новые статьи:
RSS RSS


Читайте регулярно
интересные заметки о дизайне:
RSS Лента RSS