Дмитрий Литвиненко. Nordisk Design

Кибернетические системы первого и второго уровня

13.04.2009 18:34

Хью Дабберли в статье What is interaction? Are there different types? описывает типы существующих динамических систем (нединамическая система - это, например, стул).

Динамические системы подразделяются на реактивные и интерактивные.

Реактивная система просто реагирует на какой-то ввод и ничего больше. Скажем набор текстовых страниц, соединенных гиперссылками - это реактивная система, а не "интерактивный мультимедиа продукт", что бы там ни утверждали маркетологи. Веб сервер просто отдает текст страницы браузеру по запросу. Запрос - это ввод, страница - это вывод.

В интерактивной системе, в отличие от реактивной, говорит Дабберли, трансферная функция (которая переводит ввод в вывод) динамическая. То есть путь, которым ввод преобразуется в вывод может сам измениться. Более того, в интерактивной системе измениться может и ввод и вывод.

Автор рассматривает саморегулирующиеся интерактивные системы. У такой системы всегда есть цель. Вывод, производимый системой, сравнивается с ней, и получается замкнутый цикл. Это кибернетическая система первого уровня.

Система первого уровня не может изменить свою цель. Это может сделать система второго уровня. Такая система измеряет эффект, который дала ее "подопечная" на окружающую среду, и в зависимости от этого корректирует ее цель. Дабберли называет это обучением - модификация цели в зависимости от эффекта, произведенного действием (а я бы тут поспорил, потому что он ничего не говорит о запоминании результатов).

Такие системы могут быть сколько угодно раз вложены друг в друга, но высшие системы всегда называются системами второго уровня.

Вот полная версия статьи, где можно прочитать о различных способах взаимодействия таких систем друг с другом:

pdf ddo_article_whatisinteraction.pdf
(размер 838.60 КБ)

Тэги: кибернетика
Понравилась эта статья?
Скажите «Спасибо» нажав на кнопку:
Получайте новые статьи:
RSS RSS


Читайте регулярно
интересные заметки о дизайне:
RSS Лента RSS