Дмитрий Литвиненко. Nordisk Design

Приемы привлечения внимания. Как врезать аудитории кулаком

11.01.2012 21:26

Если вам доводилось выступать с презентацией то вы прекрасно знаете, что вас будут слушать только в самом начале речи. Ровно через семь минут все заснут. И никакие поцелуи прекрасного принца не спасут вашу Белоснежку. Сон будет летаргическим. Но вы можете избежать этого, если будете использовать простые приемы привлечения внимания.

Не так давно я прочитал книгу Гарра Рейнольдса (Garr Reynolds) "Naked Presenter" (вот ее электронная версия для Kindle). В ней есть отличная глава, в которой описываются подобные приемы, ориентированные на самое начало презентации. Если посмотреть ролики с ютуба, на которых выступают известные ораторы, хорошо видно что они прекрасно владеют подобными методами. Нескольких хороших лекторов я видел воочию и внимательно следил как они себя ведут в начале выступления. Сопоставив одно с другим, я понял что их объединяет ровно то же самое. Сейчас расскажу что именно там написано.

Известно, что аудитория лучше воспринимает ваши слова, если ее предварительно эмоционально раскачать. Гарр Рейнольдс рассказывает, что очень полезно в самом начале выступления зарядить аудитории хорошенькую оплеуху. Он скрывает эту методику под акронимом PUNCH. Эта методика отлично дополняет описанное мной ранее самое главное правило создания презентаций.

Итак, смысл в том, чтобы начиная презентацию мгновенно схватить инициативу и отвесить слушателям удар кулаком. Он выведет их из пассивного равновесия. Заставит слушать все, что будет сказано дальше. Больное место будет ныть и болеть до тех пор, пока выступающий не сжалится и не приложит к нему лед рассказав то, что слушатель жаждет услышать.

Приемы привлечения внимания

Вот как раскрывается акроним PUNCH:

Personal (Личное)

Ничто абстрактное не привлечет внимание так, как личное. Рейнольдс описывает как один выступающий начал инструктаж по безопасности с фотографии своих детей. Он рассказал как их любит и не может себе представить всего ужаса ситуации, когда ребенку говорят, что папочка больше не придет с работы. В аудитории сидели суровые дядьки, но практически у всех были дети. Такое начало было очень личное и попало в точку.

Unexpected (Неожиданное)

Все помнят Стива Балмера, прыгающего по сцене и скандирующего Developers! Необычное поведение быстро привлекает внимание и надолго запоминается. Рейнольдс конечно же не предлагает устраивать клоунаду, но советует приводить какую нибудь неожиданную цитату или провокационный вопрос.

Novel (Новое)

Люди в своей душе очень любят открывать что-то новое. Еще больше они любят открывать новое, будучи сами в тепле и комфорте. Аудитория на презентации находится как раз в таком состоянии. Поэтому ведущий должен всячески доставить им удовольствие открытий. Расскажите историю о чем-то новаторском, о каком-нибудь открытии, относящемся к делу. Будоражьте слушателей неизведанными просторами.

Challenging (Вызывающее)

Провоцируйте воображение аудитории невероятными вызовами: "Как вам идея долететь от Москвы до Владивостока за два часа? Невероятно? Что ж, а вот некоторые эксперты считают что это возможно!" Провокационные вопросы заставляют людей думать. Они будут мучаться, искать решение и молить вас избавить их от этих мучений, поскорее донеся свои мысли. Я видел, кстати, как люди попадали в ловушку обратной ситуации. Выступающий менеджер на вопрос о существующей проблеме сказал, что ее невозможно решить. Через секунду он был буквально порван на тряпки вариантами решения из зала.

Humorous (Смешное)

Юмор - это очень хорошо. Смех - хорошее средство эмоционального сближения. Смех выпускает эндорфины, расслабляет тело и даже способен заставить кое кого изменить свое мнение. Надо быть только уверенным, что люди смеются по делу. Ведь очень легко скатиться к шуточкам сбивающим тему и уводящим течение рассказа в другую сторону. Кроме того, совершенно не обязательно, что если люди смеются, то они чему-то от вас учатся.

Итак, Гарр Рейнольдс рекомендует начинать сильно. Первые минуты - это то время, когда зрители максимально готовы вас слушать. Нельзя занимать его формальностями или артефактами своей несобранности. Чтобы захватить аудиторию, используйте два-три элемента из набора PUNCH.

Есть ли у вас подобные приемчики? Как вы любите начинать презентации? Чувствовали ли вы вашу аудиторию и какие эмоции это вам доставляло?

Тэги: презентации и выступления
Понравилась эта статья?
Скажите «Спасибо» нажав на кнопку:
Получайте новые статьи:
RSS RSS


Читайте регулярно
интересные заметки о дизайне:
RSS Лента RSS