Дмитрий Литвиненко. Nordisk Design

Правила конструктивной критики: как вдохновить людей все переделать

21.10.2010 18:28

Критика - это естественный механизм отбора дизайнерских решений. Она появлятся сразу же как только дизайнерское произведение вылупляется из родного компьютера и сталкивается с окружающей дизайнера действительностью. Хилые и беззащитные создания дохнут, уступая дорогу мощным и зубастым красавцам.

Критика - это мощный инструмент, принципы которого нужно обязательно изучить неважно собираетесь ли вы критиковать чужие работы или же вам приходится выносить свои произведения на публичный суд. Усвоив искусство критики вы избежите потери морального духа. Сможете воодушевить или воодушевиться на полную переделку любой работы, причем эта переделка пройдет с радостью.

Рассмотрим же правила конструктивной критики: как умело рецензировать других и как вести себя находясь под обстрелом едких мнений.

Помните принципы восприятия критики - это защитный механизм человека на угрозу его имуществу

Так выходит, что дизайнер (как и любой творческий человек) считает результат работы лично своим. Поэтому на любую критику он моментально включает механизм защиты своей собственности. Для дизайнера ситуация будет такой же, как если бы он встретил в подъезде гопника, требующего отдать ему телефон. Если дизайнер - сильный профессионал, он отобьется. Если слабый - бросит свое имущество и убежит плакать.

Четко поймите конечную цель критики

В конечном итоге, критикующие делают это только для двух целей:

  1. Чтобы подогнать кого-то под свои стандарты.
  2. Чтобы повысить свою самооценку.

Во втором случае разговор нужно сворачивать как можно скорее. В первом случае нужно провести рефрейминг ситуации с гопником в модель "учитель-ученик".

Как правильно конструктивно критиковать

Если ваша цель - получить продукт, удовлетворяющий четким требованиям, просто перечислите их и настойчиво добивайтесь их исполнения.

Если цель - образовательная, то критикуя, вам нужно представить себя на месте учителя, а критикуемого - на месте своего ученика. Опять же, в зависимости от стратегии обучения, вы можете бить его сапогами по больным местам до тех пор, пока ученик не закалится, либо же продемонстрировать ему поражающие воображение варианты поиска решения, поощрять этот поиск и хвалить свободу движений ученика. И то и другое конструктивно. Просто тут уже вмешивается вопрос этики и личных убеждений.

Правила конструктивной критики дизайна

Jared M Spool в статье What Goes Into Well-Done Critique (http://www.uie.com/articles/critique/) говорит о том как ведут себя успешные критики. Я бы законспектировал его идеи следующим образом:

  1. Критик должен высказать уважение проделанной работе дизайнера. Он должен всячески показать, что не собирается покушаться на его работу.
  2. Критик должен стремиться обучить дизайнера. Не концентрироваться на конкретной проблеме, но показать вопрос более широко.
  3. Критик чаще всего не обладает властью заставить дизайнера переделать работу. Но он должен обладать бОльшим опытом, нежели дизайнер, позволяющим ему показать альтернативные пути решения дизайнерских задач.
  4. Критик должен посмотреть на предлагаемый дизайн с разных точек зрения, возможно совершенно неожиданных.

Пример хорошей конструктивной критики

Таким образом, грамотная критика, которая стимулирует дизайнера работать дальше, будет выглядеть примерно так:

"Хм, неплохой ипотечный калькулятор. Мне нравится, что он простой и позволяет быстро получить результат. Люди обычно прикидывают сколько им придется платить в месяц и сравнивают это со своей зарплатой. Еще они постоянно спрашивают о возможности досрочного погашения кредита. Вы не думали прикладывать ссылки на FAQ или возможно внести эти условия прямо в интерфейс? Кстати, может подсказать ему, что многие берут квартиру в ипотеку и сразу же сдают ее, уменьшая тем самым платежи? Мы бы получили дополнительных клиентов, которые вдруг поймут, что ипотека при такой схеме им доступна".

Восприятие критики: как правильно действовать если вас ругают

Как бы вы ни старались, первой вашей реакцией на критику всегда будет негатив. Гопник хочет отобрать мой телефон!

Нужно успокоиться, досчитать до десяти и поместить себя в модель "учитель-ученик". Вспомните, если только критикан не желает самоутвердиться за ваш счет, он может помочь вашему развитию как профессионала и личности. Так что вы - ученик.

Высосите знания из критикана!

Во-первых, вам нужно считать свою работу учебным заданием. Заведите себе блог или портфолио и складывайте туда все варианты, в том числе отвергнутые. Через несколько месяцев вы сможете к ним вернуться и посмотреть чего вы достигли. Работа не пропадет! Теперь вам не страшно ее потерять.

Во-вторых, вам стоит заранее запрограммировать критику. Если вы покажете как вы шли к решению задачи, отброшенные альтернативы, продемонстрируете связь между вашим предложением и поставленной задачей, больше шансов, что ваш критик выдаст нечто по существу. Он не упрется в цвет кнопки, а раскроется и покажет проблему с того угла, о котором вы не подумали. Посмотрите какие рекомендации пишет по этому поводу Юрий Ветров в своей презентации "Как показать интерфейс клиенту (чтобы не пришлось переделывать все)" http://www.jvetrau.com/2010/10/11/uxrussia-2010-presentation/

Ну и напоследок - банальное правило: не избегайте критики, а ищите ее. Все, что не убивает нас, делает сильнее.

Тэги: управление
Понравилась эта статья?
Скажите «Спасибо» нажав на кнопку:
Получайте новые статьи:
RSS RSS


Читайте регулярно
интересные заметки о дизайне:
RSS Лента RSS