История дизайнаИстория дизайна тесно переплетена с историей цивилизации. Людям всегда нужно было на чем-то сидеть, на чем-то спать и чем-то воевать. Для решения всех возможных бытовых задач каждое поколение придумывало свои решения, порой крайне витиеватые и любопытные. Рассматривая дизайнерские произведения минувших лет можно не только получить вдохновение от тех или иных идей, подчерпнуть важные сведение об устройстве самого человека. Ну и конечно сугубо функциональная роль предметов дизайна в каждую эпоху была переплетена со своими уникальными средствами экспрессии и выражения эмоций. Arbeiter-Illustrierte ZeitungИллюстрированные Рабочие Новости - Arbeiter-Illustrierte Zeitung - известный фотожурнал, просуществовавший в Германии с 1921 по 1933 год. Он пропагандировал большевистский рабочий рай. Редактор Новостей Willi Munzenberg считал свой журнал пособником немецких рабочих в их классовой борьбе против капитализма. Доставать нужные фотографии из агенств было тяжело, поэтому Munzenberg поощрял сообщества фотографов любителей, которые становились фото-корреспондентами. В 1926 году в Гамбурге он создал Рабочую Фотографическую группу, которая выросла в сеть фотографов в Германии и СССР. В 1930 году John Heartfield стал делать для журнала сатирические фотомонтажи из нацистских лидеров. Они стали основной темой журнала после того как Рабочее Фотографическое Движение было уничтожено нацистами. В конце-концов, они добрались и до самих Новостей, которые были вынуждены переехать в 1933 году в Прагу, в 1936 переименоваться в Volks Illustriete, а в 1938 окончательно закрыться. James VictoreJames Victore, родился в 1962 году. Постер "Расизм" был создан на основе событий 1993 года, когда в Бруклине шли побоища между евреями и неграми. Виктор думал, что людей больше волнует сами сцены насилия на экранах, чем его причина. Слово "расизм" для людей ничего не значило, хотя о нем постоянно говорили. В 1992 году он сделал постер "Celebrate Columbus" или "Мертвый Индеец". По телевизору в то время говорили о том, что со случайного открытия Христофора началось зарождение великой нации. Виктор же обращал внимание на геноцид коренного населения, которое сопровождало этот процесс. За свои деньги он напечатал 3000 постеров. 2000 волонтеры расклеили по улицам Нью-Йорка. Еще одну пачку он отправил по индейским общинам, но в целом их проигнорировали. "Nigger" - работа для National Association for the Advancement of Colored People. NAACP сделала фильм Double Justice о расизме и смертельных приговорах. Постер, изображающий игру "виселица" и загаданным словом nigger - рекламировала его. Постер с дохлым Микки-Майсом символизирует то, что Нью-Йорк затуристили до смерти. Это протест против колонизации компанией Диснея основных площадей города отелями, театрами и магазинами. В то время как все отмечали вклад диснея в город, постер был напоминанием того, что это все только бизнес. Количество элементов управления в самолетахВот график количества элементов управления в самолетах от одного из первых до F-15: Americans With Disabilities ActУ американцев существует U. S. Public Law 101-336 - Americans With Disabilities Act. В целой тонне текста там расписано, что не думать об инвалидах означает дискриминировать инвалидов. Например, купить после 1990 года новый автобус для городских линий, не оборудованный для удобства инвалидов - дискриминация. Что еще является ущемлением прав инвалидов можно найти тут: На этом сайте есть более полезный справочник метрик Standards for Accessible Design В нем расписаны (в лучших традициях гипергипертекста) требования для строений и конструкций, чтобы они считались недискриминирующими людей с ограниченными возможностями (к которым, согласно Sec. 12208, не относятся трансвеститы). Метрическая система в армии СШАВ 1957 году Армия и Корпус морской пехоты США перешли на метрическую систему вместо английской. Метры стали использоваться для измерения дистанции, проектирования оборудования и вооружения. Существует циркуляр для инженеров 01415 Metric Measurements, где говорится о том, что обозначения размеров подразделяются на:
Можно полностью посмотреть текст 01415 здесь: Машинистость машиныПродолжая вчерашнюю тему про дизайн станков начала XX века еще одна интересная вещь. L. Burlingame, работавший в компании Дело в том, что модерн модерном, но покупатели хотели иметь станки не только функциональные, но и красивые. В результате сложилось мнение, что наиболее эстетичная машина - это машина выглящая машиной. Да, все детали должны соответствовать функции, но их форма должна подчеркивать машинистость станка. Берлингейм, как утверждает Тим Путнэм в своей статье, сделал это для придания себе статуса внутри компании, и особой ценности этот мануал не имеет. Однако интересен сам подход. "Машина" должна быть массивной и солидной. Соответственно, надо в дизайне применять такие-то приемы. А как, например, надо оформлять новостной сайт, чтобы подчеркнуть его новостнистость? Как ни в коем случае нельзя его дизайнить? Как быть со старыми солидными изданиями, которые хотят показать, что новые технологии они используют мастерски, но только самым благопристойным джентельменским образом? Движение к простоте в дизайне станков начала XX векаTim Putnam (The Theory of Machine Design in the Second Industrial Age) описывает как в начале XX века люди дискутировали по поводу того, какой дизайн должен быть у промышленных станков. Рынок начинал диктовать такие условия, что производителям приходилось стремиться к унификации деталей. Одновременно, шла тенденция к выкидыванию не оправданных инженерно "рюшечек", выпрямлению кривых, попыткам применить архитектурные концепции в дизайне станков. Сложились вот такие критерии оценки станка: 1. Каждый кусок металла должен быть инженерно обоснован и нести смысл для всего механизма. Одновременно он должен быть эстетически приятен, чему может способствовать использование теории архитектуры. 2. Простота - хорошо. Ненужные бесполезные детали - плохо. Машина должна быть машиной, а не чем-то там еще. 3. Эффективность дизайна должна проверяться временем. Те решения хороши, которые работали давно и надежно. В частности, была такая особенность использовать в станках "лошадиные ноги". Они критиковались за свою бессмысленность. Конструкторы предлагали заменять их чистой функциональностью. Напоминает современные тенденции в дизайне сайтов. От украшательства - к функциональности, и наоборот. Модерн и классика, понимаешь :) Инструкции для дизайнеров в Англии XVIII векаВ 1991 в журнале Journal of Design History вышла статья Design Instruction for Artisans in Eighteenth-Century Britain авторства Anne Puetz. Вот некоторые мысли из нее. В 18 веке в англии был выпущен ряд книг и начали развиваться дизайнерские общества, цель которых было научить местных производителей делать предметы роскоши, не уступающие в качестве злейшим конкурентам - французскому импорту. Для обучения дизайнеров существовали, во-первых, каталоги готовых рисунков. Ремесленники брали картинки из таких книг, как, например The Ladies Amusement, Or Whole Art of Japanning Made Easy, Robert Sayer, 1762. Техника оформления работ сводилась к копипасту, а ценностью являлся вкус отбирающего и арранжирующего картинки. Во-вторых, имело место мнение, что дизайнеру все-таки нужно уметь рисовать, поэтому были выпущены такие пособия, как, например книга составлению орнаментов, The Principles of Ornament, or the Youth's Guide to Drawing of Foliage, Matthias Lock, 1746. А так же такие недорогие доступные книги как Artist's Assistant, Carington Bowles, где в краткой форме давались основные принципы геометрии, композиции, персективы и т. д. Первые дорожные знакиВот эти четыре фигурки были самыми первыми официальными дорожными знаками. В 1909 году в Париже была принята конвенция, определившая их. Позже, конвенция была ратифицирована большинством Европейских стран. Дизайн КПК будущего в 2000 годуВ статье Designing PDA of the Future by Aaron Marcus and Eugene Chen авторы говорят как в 2000 году они разрабатывали концепт карманного компьютера, который Samsung мог бы воплотить в жизнь в следующие годы. Прошло 8 лет, а некоторые идеи остаются до сих пор реализованными не до конца:
Полная версия статьи вот:
НольВ средние века концепция нуля тяжело входила в европейский обиход. 0 - провозглашался чуть ли ни числом дьявола, поскольку разум тогдашних европейцев просто не мог понять идею пустоты. Сейчас для нас нормален такой ряд: -5, -4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4, 5 А вот египтяне считали так: 1/5, 1/4, 1/3, 1/2, 1, 2, 3, 4, 5 В письменности все прекрасно обходились без нуля. И египтяне и европейцы: В конце-концов, в VIII в. арабский математик Аль-Хорезми принес ноль в исламский мир, а через 400 лет он прошествовал в европу через арабские поселения в Испании. Местные торговцы на ура приняли новую систему, поскольку она позволяла подсчитывать барыши с невиданной прежде скоростью. А религиозным деятелям через какое-то время пришлось-таки переосмыслить свой подход к нулю. Total IdentityВ 1963 году в Нидерландах образовалась группа Total Design. Ее участники Friso Kramer, Benno Wissing, Wim Crouwel и браться Schwarz намеревались ни много ни мало - заредизайнить голландский дизайн. Группа до сих пор жива, занимается профессиональным дизайном и корпоративной идентикой, основатели стали знамениты, а современная студия получила название Total Identity. Как говорилось в прошлой заметке, Total Design развивал идеи Otto Treumann. Во многих сегодняшних работах Total Identity явно прослеживается стиль Треймана. Что, правда, не касается их ужасающего сайта: Otto TreumannОтто Трейманн (Otto Treumann, 1919-2001) сыграл значительную роль в развитии послевоенного графического дизайна в Нидерландах. Блистательными моментами в его карьере былы работы для журнала Rayon Revue, марки посвященные памяти военного сопротивления, многочисленные постеры, логотип для израильской авиакомпании El Al Israeli Airlines и для многих голландских компаний. Трейман особо мастерски мог использовать цвет. При минимуме значений цветов и композиций он достигал чудесных результатов. Он разработал узнаваемый стиль, который доказал свою эффективность в визуальной коммуникации как в мире культуры, так и в мире бизнеса. Он был пионером в сфере деятельности, которая позже была продолжена и отточена первыми голландскими дизайнерскими группами, такими как Tel Design (1962) и Total Design (1963). Дизайн Трейманна функционален, ориентирован на пользователя, связывает пионеров тридцатых годов с совершенством достигнутым в профессии в шестидесятых и семидесятых. Книгу про Отто Трейманна можно почитать на гугле: http://books.google.com/books?id=NkST-eA7uicC&printsec=frontcover&source=gbs_summary_r&cad=0#PPP1,M1 |